Что такое a c в машине: На каких авто необходимо включать кнопку A/C на «отопителе» зимой, а на каких нет? – Кнопка a/c в машине что это

Содержание

На каких авто необходимо включать кнопку A/C на «отопителе» зимой, а на каких нет?

Привет, друзья. Очень много споров можно услышать на эту тему, и я решил, что себе тоже нужно влезать, как говорится, вставить свои пять копеек.

Думаю, даже ленивый слышал о том, что некоторые автовладельцы и даже автомеханики, а иногда и производители автомобилей рекомендуют включать кондиционер в зимнее время. И вот один из таких советов от производителя Renault.

Зачем даются эти рекомендации? Многие считают, что этому есть как минимум две причины:

  • Первая — осушение воздуха в салоне, что приводит к удалению влажности и препятствует запотеванию стёкол, а также профилактика образования неприятного запаха в системе отопителя салона
  • Вторая — предотвращение так называемого «закисания» муфты компрессора кондиционера, который гоняет хладагент по системе

Каждая из приведенных выше причин имеет место, но вот только реализовать это можно далеко не на каждом автомобиле. Почему, сейчас разберёмся.

  1. На многих современных автомобилях устанавливают компрессоры кондиционера, которые не имеют всем привычной электромагнитной муфты, и в таких агрегатах «закисать» по сути нечему, а значит — включать кондиционер зимой с целью «защиты от закисания» нет никакого смысла.
  2. Второй тип, который подразумевает наличие электромагнитной муфты. В таком случае включение кнопки A/C предпочтительно во избежание тех проблем, о которых говорилось выше.

Но тут есть одна проблема: просто так запустить компрессор нажатием кнопки не получится при отрицательной температуре, так как в системе для этого есть специальный датчик, который не позволяет этого сделать, и это, в принципе, логично. Как же тогда быть?

Чтобы запустить компрессор и дать ему поработать хотя бы 5 минут, как советую некоторые из производителей, необходимо просто загнать автомобиль в теплый бокс, гараж или даже во время мойки в закрытом помещении, и уже там провести профилактические процедуры.

Если сомневаетесь, попробуйте при минусовой температуре включить кнопку A/C и установить максимально холодный режим обдува. ДА, кнопка у вас скорее всего «включится», то есть активируется подсветка, что она включена или на дисплее блока климатической системы будет отображаться иконка A/C. Но фактически компрессор не запустится, так как датчик температуры не даст ему включиться.

Так что, если хотите провести профилактику — загоняйте в тепло, и в течение 5 минут погоняйте хладагент по системе, вреда от этого точно не будет, так как любому агрегату необходимо время от времени работать.

Как узнать, к какому типу компрессоров относится ваш? Визуально это не всегда понятно, особенно если не сталкивались с этим никогда, поэтому лучше довериться официальному руководству по эксплуатации для вашего автомобиля, и прочесть, что именно говорит производитель по данному вопросу.

Хотите что-либо добавить к статье? Тогда оставляйте свой комментарий ниже, делитесь своим мнением. Если статья была полезной — поставьте лайк, чтобы поддержать канал, и нажимайте на кнопки социальных сетей.

Если хотите получать ещё больше похожего в своей ленте рекомендаций, просто подпишитесь на канал, и всегда будете в курсе самых свежих и интересных новостей канала. Спасибо, удачи на дорогах!

Кнопка a/c в машине что это

А вы и не знали! Потайные, но важные функции в автомобилях

Почти в каждой машине есть потайные функции, которые очень полезны в повседневной жизни, но об их наличии не все догадываются

Почти в каждой машине есть «потайные» функции, которые очень полезны в повседневной жизни, но об их существовании далеко не все догадываются.

Сел в машину, завел двигатель, включил радио, настроил климат-контроль, поехал. Как правило, изо дня в день водители делают за рулем примерно одно и то же. Поэтому даже за весь срок службы автомобиля некоторые владельцы не успевают изучить все тонкости настроек и разыскать «потайные» функции. Среди последних есть и общепринятые, которые встречаются едва ли не в каждой машине. Но так получилось, что многие не в курсе об их существовании. Конечно, если вы бывалый, опытный водитель, наш список может показаться банальной, ну просто элементарной автомобильной азбукой. Новичкам же наверняка будет полезно.

Указатель бензобака

Начнем с подсказок, которые дает водителю автомобиль. Самая популярная – указание стороны, с которой расположен бензобак. Допустим, вы на арендованной машине или одолжили ее у друга. И, подъезжая к заправке, не уверены, где находится заливная горловина. Бывали такие ситуации? А ведь чтобы узнать, достаточно просто взглянуть на комбинацию приборов. Рядом с изображением бензоколонки нарисована стрелка. Ее направление как раз указывает на расположение топливного бака. Впрочем, стоит подчеркнуть, что это актуально не для всех автомобилей.

Регулируемый солнцезащитный козырек

Некоторые водители терпеливо щурятся, когда в ясную погоду солнце слепит в глаза сбоку. То ли дело прямо напротив – можно опустить козырек и закрыться от лучей… Кому-то мы, возможно, во всех смыслах откроем глаза, но этот солнцезащитный аксессуар можно легко повернуть на 90 градусов. И тем самым обезопасить себя от неравномерного водительского загара.

Отключение ESP

Иногда такую полезную электронную функцию, как ESP, лучше выключить. Хочется, скажем, подрифтить или надо выбраться из внедорожной ловушки. Пробуксовка бывает жизненно необходима! Но как быть, если нет заветной кнопки? Радикальный вариант выдернуть предохранитель в расчет не берем. Нам же только стабилизацию отключить – зачем жертвовать остальной привязанной электроникой? К сожалению, во многих моделях даже при наличии специальной кнопки полностью отделаться от помощника невозможно. В определенный момент пробуксовка все равно будет остановлена. А иногда степень отключения ESP зависит от продолжительности нажатия на кнопку. Если ее нет совсем, во многих автомобилях предусмотрены специальные сложные комбинации. Скажем, в ряде моделей «Тойоты» к желанному результату приведут манипуляции с педалью тормоза и ручника.

Подогрев зеркал

У каждого водителя был тот самый момент, когда возникает вопрос: а как включить подогрев зеркал заднего вида? Крайне полезная для России функция, как правило, не имеет отдельной кнопки. Дело в том, что зеркала начинают прогреваться вместе с задним стеклом. Правда, некоторые автопроизводители вроде Volkswagen более доброжелательны к владельцам и предусмотрели для подогрева отдельное положение на регуляторе положения зеркал.

Электронный ручник для экстренного торможения

Современные автовладельцы ошибочно полагают, что электронный ручник не заменяет привычный механический, и используют его только во время стоянки. На самом деле функцию экстренного торможения никто не отменял. И если по каким-то причинам, что называется, «пропали тормоза», кнопка электронного ручника поможет остановить машину.

Кондиционер зимой против запотевания

С приходом зимы водители, как правило, забывают о кондиционере до лета. Когда начинают запотевать стекла, стараются спасти ситуацию регулировкой обдува или вовсе «тряпочным» методом. А зря. Нажав на кнопку A/C, можно избежать проблем. Включение кондиционера зимой полезно не только для долговечности всей системы, но и решает вопрос с запотеванием стекол.

Стекла

Со стеклами связана и последняя функция в нашем топе, точнее, с их открытием и закрытием. Чтобы отрегулировать положение, вовсе необязательно находиться внутри автомобиля. Зажав на несколько секунд кнопку блокировки или разблокировки центрального замка на брелоке, можно, соответственно, закрыть или открыть окна. Бывает удобно для проветривания раскаленного салона на жаре. Хоть и не для всех автомобилей это актуально.

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.

Десять самых запутанных кнопок и символов в автомобиле

Символы и кнопки в автомобиле. Что они означают?

Каждый водитель не раз сталкивался со странными символами на приборной панели автомобиля , или пытался найти незнакомую кнопку в машине, а найдя ее, задавал себе вопрос: «Для чего эта кнопка?», «Что обозначает этот символ или значок?». К сожалению, в автомобильном мире нет общего стандарта обозначения каких-либо функций в автомашине, в результате чего, многие водители сталкиваются с определенными трудностями по пользованию такими кнопками.

В отличие от кнопок, значки на панели приборов в автомобиле более стандартизированы, но все равно, различия между разными марками машин существуют. Подробнее об этом можно прочитать в нашем обзоре, который поможет Вам узнать обозначения всех распространенных значков на панели приборов . А сегодня, мы хотели бы рассмотреть самые запутанные, непонятные и в какой-то степени немного странноватые символы, которые нанесены на кнопки автомобиля и находятся на панели приборов. И что так немало важно, часто сбивают многих автолюбителей с толку. Многие автомобильные кнопки имеют такое непонятное обозначение, что некоторые из них, расшифровать не получается даже с помощью руководства к автомашине.

1) Кнопка подогрева омывающей жидкости

Очень редкая кнопка в современных автомобилях, тем не менее, данная функция есть на Chevrolet Avalanche LTZ. Кнопка расположена снизу (последняя кнопка в нижнем ряду). Правда воспользоваться этой удивительной функцией у большинства владельцев данного автомобиля не получиться, так, как компания GM в связи с выявленными проблемами решила, больше не использовать подогрев омывающей жидкости лобового стекла. Хотя надо заметить, что кнопка в автомобиле работает и на ней загорается сигнальная лампа, которая сообщает и при этом сбивает с толку водителя, что функция включена и задействована. Таким образом, на данное время производитель деактивировал функцию подогрева жидкости лобового стекла.

2) Кнопка «Extra» в автомобиле Saab

На первый взгляд, загадочное обозначение этой кнопки в автомобилях Сааб наводит на мысль, что это какая-то важная функция. К сожалению владельцы этих автомобилей купив его, не нашли описание в руководстве к машине о назначении этой кнопки. Эта кнопка ничего не обозначает, производитель поставил эту кнопку в качестве запасной на тот случай, если водитель захочет подключить в машине какое-то дополнительное оборудование (сигнализацию, противотуманные фары и т.д. и т.п.) В отличие от автомашин Лада, в которых вместо запасных кнопок использовались заглушки под кнопки, компания Сааб позаботилась о водителях.

3) Кнопка задних противотуманных фонарей

Кнопка противотуманных задних фар имеет запутанное обозначение, которое может сбить с толку многих водителей. Плюс ко всему, все автопроизводители, оснащающие этой кнопкой свои автомобили, размещают ее в разные места, что сбивает с толку многих водителей. Подобная функция распространена в России и в Европе. В США, в Корее и Китае данная функция является большой редкостью в современных автомашинах.

4) Кнопка «Party Mode»

Удивительная кнопка от компании Тойота. Данная функция присутствует на автомобилях Toyota 4Runner. Это кнопка усиливает звучание «басов» в задних динамиках автомобиля.

5) iDrive

Известная во всем мире интеллектуальная система управления информационно-развлекательной системой, в автомобилях BMW, на первый взгляд выглядит стильно и красиво, но. Судя по отзывам многих владельцев автомобилей БМВ, она не так удобна для пользования. По мнению авто экспертов обозначение функций привычными для всех символами, было бы предпочтительнее, чем использование надписей на кнопках. К тому же большинство функций, которые управляются iDrive, вообще не имеют обозначение на кнопках управления.

6) Напольный переключатель дальнего света

Данная функция часто встречается на старых автомобилях. Многие из вас спросят, для чего раньше производители оснащали автомобили напольными переключателями дальнего света? Отвечаем. При движении в ночное время водитель должен быть максимально сконцентрирован на дороге и поэтому, для включения дальнего света удобнее использовать напольный переключатель, который менее отвлекает водителя от дороги в отличие от переключателя находящегося под рулем.

7) Значок давление в шинах

Странный значок, который может высветиться на панели приборов. Он означает, что в одном из колес автомобиля (или в нескольких) упало давление. Странное общепринятое обозначение на наш взгляд. Если владелец автомашины не знает предназначения этого символа, а подобный значок высветился на панели приборов, то водителю трудно будет догадается о том, что датчик давления в шинах сообщает ему о недостаточности давления воздуха в колесах, или в колесе.

Это самый ненавистный значок у автолюбителей, хотя он и несет информативную пользу для водителя. Все дело в том, что частое появление данного значка о давлении в шинах, на панели приборов, является ошибочным, а значит не требует срочного ремонта колеса. Стоит отметить, что падение давления в колесе всего на 10-15 процентов, как правило, приводит к появлению на приборной панели данного символа.

Но часто этот символ обозначает, что шина автомобиля повредилась. Поэтому, при появлении данного значка водители с раздражением реагируют на него, так как им в любом случае придется проверять давление в шинах, выравнивать его во всех колесах, иначе данный символ не погаснет.

8) Кнопка на указателе поворота у современных BMW

Практически на всех современных автомобилях БМВ , на переключателе сигналов поворота расположена загадочная кнопка «BC», которая своим странным двухбуквенным обозначением собьет с толку любого водителя. Но при внимательном изучении руководства к автомобилю выясняется, что данная кнопка необходима для управления различными функциями в автомобиле. Самое странное, что Немецкие инженеры назвали эту кнопку двумя буквами – ВС и поместили ее на переключателе сигнала поворотов. Ни какой логики мы не видим.

С помощью этой кнопки можно переключать вывод различной информации на дисплей приборной панели, на которою может выводиться дневной пробег автомобиля, расход топлива, запас хода и иные данные. Так же с помощью данной кнопки можно проверить автомобиль на ошибки.

9) Кнопка «PTY-CAT» на Subaru

Как заявляют инженеры Японской компании, данная кнопка предназначена, для программирования вида или типа (вид музыкального жанра) радио программы, а также для присваивания каждой радиостанции своей категории. Но практика показывает, практически все владельцы автомобилей Субару не пользуются данной клавишей в виду того, что в руководстве для автомобиля об этой кнопке практически ничего не сказано и, как ей пользоваться не известно. Типичный случай, когда автопроизводитель оснастил автомашину максимальным количеством кнопок, но забыл указать в инструкции, как ими пользоваться и для чего они предназначены.

10) Значок двигателя (Check)

Практически любой водитель хоть раз в жизни сталкивался с появлением на панели приборов в автомобиле значка, который называется «Check». Подробнее, что необходимо предпринять, если загорелся «Чек», Вы можете узнать из нашей статьи. Не смотря на то, что этот символ несет в себе важную функцию и сообщает водителю о возможном существовании проблемы в работе двигателя, он является самым раздражающим и непонятным для любых автолюбителей.

Ведь причина в появлении значка «Check» на панели приборов может быть любая. Начиная от качества топлива и заканчивая низким уровнем антифриза. Большинство водителей ненавидят этот символ, так как точную информацию о причинах его появления он не дает. Для установления причины появления «Чек», необходимо будет провести комплексную диагностику многих систем автомобиля, что выльется в непредвидимые денежные траты, что естественно у любого водителя вызывает раздражение. Большинство из нас привыкло при появлении определенного символа на приборной панели, более точно идентифицировать проблему.

Например, при появлении значка “масло”, мы уже знаем, в двигателе низкий уровень масла. При появлении сообщения о низком уровне тормозной жидкости мы также определяем, что появилась проблема в тормозной системе. Но когда появляется значок «Check» водитель находится в неведении, пока не сделает полную диагностику электронной системы и не проверит в автомастерской двигатель автомобиля.

4КОЛЕСА

Популярные публикации

Последние комментарии

Десять самых запутанных кнопок и символов в автомобиле

Символы и кнопки в автомобиле. Что они означают?

Каждый водитель сталкивался со странными символами на приборной панели автомобиля или пытался найти незнакомую кнопку в машине и, найдя ее, задавал вопрос: «Что это за копка?», «Что это за значок?». К сожалению, в автомобильном мире нет общего стандарта обозначения каких-либо функций в автомашине, в результате чего многие водители сталкиваются с трудностями.

В отличие от кнопок в автомашине, значки на панели приборов более стандартизированы, но все же различия между разными марками существуют. Подробнее об этом можно почитать в нашем обзоре, который поможет Вам узнать обозначение всех распространенных значков на панели приборов. Сегодня же мы хотели рассмотреть самые запутанные, непонятные кнопки, и некоторые странные символы на панели приборов, которые встречаются в автомобилях и часто сбивают автолюбителей с толку. Многие автомобильные кнопки имеют непонятное обозначение, некоторые из которых расшифровать не получается даже с помощью руководства к автомашине.

1) Кнопка подогрева омывающий жидкости

Очень редкая кнопка в современных автомобилях, но, тем не менее, данная функция есть на Chevrolet Avalanche LTZ. Кнопка расположена снизу (последняя кнопка в нижнем ряду). Правда воспользоваться этой удивительной функцией у большинства владельцев этого автомобиля не получиться, так как компания GM в связи с выявленными проблемами решила не использовать подогрев, омывающий жидкости лобового стекла. Тем не менее, кнопка в автомобиле работает, загорается сигнальная лампа, что функция включена, сбивая с толку водителя, так производитель деактивировал функцию подогрева жидкости лобового стекла.

2) Кнопка «Extra» в Saab

На первый взгляд загадочное обозначение этой кнопки в автомобилях Сааб, наводит на мысль, что это какая-то важная функция. К сожалению владельцы этих автомобилей купив автомобиль не нашли описание в руководстве к машине о назначении этой кнопки. Эта кнопка ничего не обозначает, поскольку производитель поставил эту кнопку в качестве запасной, на тот случай если водитель захочет подключить в автомашине какое-то дополнительное оборудование (сигнализация, противотуманные фары и т.п.). В отличие от автомашин Лада, в которых вместо запасных кнопок использовались заглушки под кнопки, компания Сааб позаботилась о водителях.

3) Кнопка задних противотуманных фонарей

Кнопка противотуманных задних фар имеет запутанное обозначение, которое может сбить с толку многих водителей. Плюс ко всему все автопроизводители, оснащающие этой кнопкой своиавтомобили, располагают ее в разные места, что сбивает с толку многих водителей. Подобная функция распространена в России и в Европе. В США, в Корее и Китае данная функция является большой редкостью в современных автомашинах.

4) Кнопка «Party Mode»

Удивительная кнопка от компании Тойота. Данная функцияприсутствует на автомобилях Toyota 4Runner. Это кнопка увеличивает звучание «басов» в задних динамиках автомобиля.

5) iDrive

Известная во всем мире интеллектуальная система управления информационно-развлекательной системой в автомобилях BMW на первый взгляд выглядит стильно и красиво. Но, по отзывам многих владельцев автомобилей БМВ, не так удобна для пользования. По мнению экспертов обозначение функций привычными символами было бы предпочтительнее, чем использование надписей на кнопках. К тому же большинство функций, которые управляются iDrive, вообще не имеют обозначение на кнопках управления.

6) Напольный переключатель дальнего света

Данная функция часто встречается на старых автомобилях. Многие нас спросят, для чего раньше производители оснащали автомобили напольными переключателями дальнего света? При движении в ночное время водитель должен быть максимально сконцентрирован на дороге. Поэтому для включения дальнего света удобнее использовать напольный переключатель, который менее отвлекает от дороги, в отличие от подрулевого переключения.

7) Значок давление в шинах

Странный значок, который может высветиться на панели приборов, означающий, что в одном из колес автомобиля (или в нескольких) упало давление. Странное общепринятое обозначение на наш взгляд. Если владелец автомашины не знает предназначение этого символа, то если подобный значок высветиться на панели приборов, водителю тяжело догадается, что датчик давления в шинах сообщает о том, что в колесе недостаточно давления воздуха.

Это самый ненавистный значок у автолюбителей, хотя он и несет информативную пользу для водителя. Все дело в том, что часто появление значка давления шин на панели приборов ошибочно и не требует срочного ремонта колеса. Стоит отметить, что падение давления в колесе всего на 10-15 процентов, как правило, приводит к появлению на приборной панели данного символа.

Но часто этот символ обозначает, что шина автомобиля повредилась. Поэтому при появлении данного значка водители с раздражением реагируют на это, так как в любом случае придется проверять давление в шинах, выронив давление во всех колесах, поскольку в противном случае данный символ не погаснет.

8) Кнопка на указатели поворота на современных BMW

Практически на всех современных автомобилях БМВ на переключателе сигналов поворота расположена загадочная кнопка «BC», которая своим странных двубуквенным обозначением собьет с толку любого водителя. Но при внимательном изучении руководства к автомобилю выясняется, что данная кнопка необходима для управления различными функциями в автомобиле. Самое странное, что Немецкие инженеры назвали эту кнопку двумя буквами – ВС и поместили ее на переключателе сигналов поворотов. Ни какой логики.

Так с помощью нее можно переключать вывод различной информации на дисплеи приборной панели, на которой может выводиться дневной пробег, расход топлива, запас хода и другое. Также с помощью данной кнопки можно проверить автомобиль на ошибки.

9) Кнопка «PTY-CAT» на Subaru

Как заявляют инженеры Японской компании, данная кнопка предназначена для программирования типа (вид музыкального жанра) радио программы и для присваивания каждой радиостанции своей категории. Но на практике практически все владельцы автомобилей Субару не пользуются данной клавишей, так как в руководстве об этой кнопке практически ничего не сказано, и как ей пользоваться не известно. Типичный случай, когда автопроизводитель оснастил автомашину максимальным количеством кнопок, но забыл указать в инструкции, как ими пользоваться, и для чего они предназначены.

10) Значок двигателя (Check)

Практически любой водитель хоть раз в жизни сталкивался с появлением на панели приборов значка двигателя, который называется «Check». Подробнее, что необходимо предпринять, если загорелся «Чек», Вы можете узнать из нашей статьи. Не смотря, на то, что этот символ несет в себе важную функцию, сообщая водителю, что возможно существует проблема в работе двигателя, он является самым раздражающим и непонятных для любых автолюбителей.

Ведь причина в появлении значка «Check» на панели приборов может быть любая. Начиная от качества топлива и заканчивая низким уровнем антифриза. Большинство водителей ненавидят этот символ, так как точную информацию о причинах его появления он не дает. Для установления причины появления «Чек» необходимо будет провести комплексную диагностику многих систем автомобиля, что выльется в непредвидимые денежные траты, что естественно у любого водителя вызывает раздражение. Большинство из нас привыкли при появлении определенного символа на приборной панели более точно индефицировать проблему.

К примеру, при появлении значка масла, мы знаем, что в двигатели низкий уровень масла. При появлении сообщения о низком уровне тормозной жидкости мы знаем, что проблема в тормозной системе. Но при появлении значка «Check» водитель будет в неведении, пока не сделает полную диагностику электронной системы и не проверит в автомастерской двигатель автомобиля.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кнопка hold на акпп: назначение, технические особенности

Режим hold еще называют «зимним», но и в летнее время от него есть польза. Итак, давайте подробнее разберемся в тонкостях работы кнопки «hold».

Назначение кнопки hold на АКПП

Режим, запускаемый кнопкой hold, предусматривает начало движения автомобиля сразу со второй передачи. Это позволяет уменьшить вероятность пробуксовок, а также сделать начало движения более мягким, плавным, избегая рывков.

На зимней дороге все вышеперечисленное особенно актуально, поэтому режим hold рекомендуется держать все время включенным. При наборе оборотов коробка сама переключится на третью передачу. А вот с четвертой передачи режим переключит вас в третью, в целях повышения безопасности движения.

Кнопка выглядит следующим образом:

Рекомендуется также включать режим hold на спуске, что будет означать работу второй передачи и постоянное небольшое торможение, не позволяющее машине разогнаться.

При стоянии в пробках hold тоже может пригодиться, поскольку начало движения со второго режима сократит число рывков в плотном потоке машин. Когда пробка закончится и трасса станет свободной, кнопку лучше отключить, поскольку включенный режим не даст вам набрать хорошую скорость.

Еще один вариант применения режима — обгон другой машины, поскольку на достаточно большой скорости, то есть на четвертой передаче, обороты двигателя при включении hold резко возрастают и тяга увеличивается.

Видео — что такое HOLD в АКПП

Прочие особенности режима hold

Включенная кнопка оказывает влияние на все режимы движения и не дает автомобилю разгоняться до тех скоростей, на которые он способен. К примеру, на «Мазде» включенный hold будет автоматически сокращать скорость движения авто до 40 км/час в режиме L и 95 км/час в режиме S.

На других марках авто режим также будет ограничивать скорость. А режим Power при включенном режиме Hold вообще работать не будет.

Технические нюансы

В 90 процентах случаев копка hold располагается на ручке АКПП, под большой кнопкой блокировки этой самой ручки. В некоторых случаях она также может находиться на приборной доске.

При включении режима на приборной доске должна загореться соответствующая надпись. На некоторых моделях авто режим также может обозначаться звездочкой, поскольку основное его назначение — переход в зимний режим движения.

-Что то непонятно?

Задайте нам вопрос!

Ответить

Ответить

здравствуйте! у меня акпп 03-72le при движении на d пропадают 3-4 передача.включаю холд 3я появляеться.через некоторое время отключаю холд и опять работают все передачи.бывает и с утра только 1-2 а потом все работает как надо и это продолжаеться уже с месяц.диагностику сделать нет возможности.ближайший город где делают ремонт акпп г.Братск. это от меня 400км. может поможете советом? и сколько можно ездить с включонным холд?

Ответить

[font=Arial, Helvetica, sans-serif]марка ZX LAndmark 2007 г.в. мотор Митсубиси 2.4 л. бензин.[/font]
[font=Arial, Helvetica, sans-serif]и еще вопрос машина проехала 500 метров потом как будто раздатка ушла нейтраль (коробка автомат) 4 вд. может ли это быть из-за привода? из-за правой ступицы машины может не переключать скоростя. [/font]

Ответить

Кнопки управления в машине, о которых начинающие водители порой и не знают

Начинающие водители, недавно получившие права, смело вливаются в дорожное движение. И если правилам дорожного движения в автошколе их еще сносно учат, то устройство авто и органы управления они проходят лишь поверхностно. Поэтому когда садятся за руль собственной машины, то вскоре возникает масса вопросов – что это за кнопочка и что вот это за рычажок? Начинают срочно искать и изучать инструкцию по эксплуатации. Хорошо, если находят.

Чтобы восполнить этот пробел в системе автообразования, мы решили составить небольшой ликбез, который поможет узнать о назначении некоторых важных кнопочек в современной автомашине. Прежде чем читать дальше, выполните небольшой тест. И если сможете сами себе ответить, что означают данные символы, то дальше вам читать не обязательно — вы и так хорошо знаете свою машину. Хотя данный материал может пригодиться чтобы познакомить с ним своих друзей.

Первые два символа обозначают выключатель противотуманных фар и задних фонарей. Как оказывается, даже автовладельцы с большим стажем не всегда отличают их друг от друга. Пиктограмма, на которой изображённый свет направлен вниз, относится к передним противотуманкам, а та, где световой поток излучается горизонтально, относится к задним фонарям. Кстати сказать, в большинстве современных автомобилей включить задние «противотуманные» фонари, не включив передние, нельзя.

В светлое время суток противотуманные фары разрешается использовать вместо ближнего света и дневных ходовых огней для обозначения транспортного средства на дороге. Передние противотуманки устроены так, что и днём и ночью ослепить встречных водителей ими сложно. А вот задние противотуманные фонари из-за своей повышенной яркости могут легко слепить водителей сзади идущих машин, и поэтому применяться могут только в условиях недостаточной видимости. Помните об этом, ведь двигаться в пробке позади автомобиля с включенными задними противотуманками крайне неприятно и опасно. С небольшого расстояния яркий источник света может и ослепить.

Следующая часто встречающаяся пиктограмма является тайной даже для опытных водителей.

Существует два общепринятых варианта обозначения этой кнопки.

Кнопки с таким символом включают рециркуляцию воздуха в салоне, иначе говоря, климатическая установка переходит на забор воздуха из салона, что позволяет прекратить поступление забортного воздуха вместе с дорожной пылью и выхлопными газами. Данный режим очень полезен, когда, например, перед вашим автомобилем или рядом с ним появляется чадящий и коптящий грузовик или автобус, двигатель которого изношен до предела. Рециркуляцию также можно задействовать для более быстрого охлаждения салона кондиционером или сокращения времени прогрева салона зимой. Однако стоит знать, что при включенной рециркуляции стекла автомобиля быстро запотевают, так как воздух быстро становится влажным от дыхания, а вентиляции нет.

Еще одна клавиша настолько секретна, что ее даже прячут под специальную пробку-заглушку. Часто она располагается рядом с селектором автоматической коробки передач. Если на вашем авто классический автомат, то на этой кнопке будет написано Shift lock. И применяется она только в экстренных ситуациях для разблокировки селектора автомата. Надавливаете на нее — и рычаг коробки передач беспрепятственно переводится в положение нейтрали. И после этого можно перекатить автомобиль, не заводя двигатель, ну или затащить на эвакуатор.

И напоследок самое сложное и наименее известное.

Кнопки, имеющие эти пиктограммы, отключают штатную систему охраны и иммобилайзер. Если нажать ту, на которой автомобиль нарисован стоящим на уклоне или рядом с крюком, то будет возможно перемещать, например, на эвакуаторе, закрытую машину, не боясь ночью перебудить соседей сработавшей сигналкой. Ещё одна кнопка отключает датчики обьёма, которые расположены на потолке и реагируют на движение в салоне.

Знание следующей иконки поможет вам, если вы часто ездите за рулем разных автомобилей и каждый раз, заезжая на заправку, начинаете вспоминать: а с какой стороны расположен лючок бака? Узнать это проще простого — внимательно посмотрите на указатель количества топлива, и вы заметите, что на большинстве автомобилей рядом с соответствующей пиктограммой есть маленькая стрелочка, которая как раз и указывает с какой стороны находиться заправочная горловина.

Список обозначений, которые часто можно встретить на японских автомобилях

25.03.2012

Многие из нас знают что такое A/C, 4WD, ABS… А что такое TGH, TDS, VSV знают наверное немногие. Но узнать то хочется. Поэтому ниже приведен список обозначений, которые часто можно встретить на японских автомобилях.

А — ampere(s) — ампер

ABS — антиблокировочная система тормозов

А/С (air conditioner) — воздушный кондиционер

АСС — положение замка зажигания (включен стеклоочиститель, радио, прикуриватель)

АСС (accessary) — добавочное питание

ACCEL (accelerator) — педаль газа

ACL (air cleaner) — воздухоочиститель

ADJ —ADJUST — регулировка

A/F (air fuel ratio) — состав топливно-воздушной смеси

AIR FLOW METER — датчик расхода воздуха

ALB — антиблокировочная система

ALT (alternator) — генератор

ALT (altitude) — высота

AM 1 — питание первой группы контактов замка зажигания

AM 2 — питание второй группы контактов замка зажигания

АМР — см. А

ANT (antenna) — антенна

APS — режим перемотки «автопоиск паузы» в магнитофоне

ASM (assembly) — сборка

А/Т — автоматическая трансмиссия

ATDC — после верхней мертвой точки

ATF (automatic transmission fluid) — жидкость для автоматической трансмиссии

ALTO (automatic) — автоматический

В (battery)- батарея

BACK UP — задний ход

BAND — диапазон (у радиоприемника)

BARO (barometric pressure) — атмосферное давление

ВАТ — см. В

BEAM — дальний свет

BELT — ремень

BLOWER MOTOR — мотор отопителя салона (он же -кондиционера)

BOOST — величина вакуума во впускном коллекторе

BRAKE — тормоз

BREAKER — тепловой размыкатель (предохранитель многократного действия)

BTDS — до верхней мертвой точки

С — см. CONTROL

САС (charge air coder) — охладитель всасываемого воздуха

CAM-CAMSHAFT — распределительный вал

СС — кубический сантиметр

CDS FAN (condenser fan motor) — мотор вентилятора, охлаждение конденсора (радиатора кондиционера)

CHECK — проверка

CHECK CONNECTOR — проверочный разъем

CHG — CHARGE — зарядка

CHOKE — воздушная заслонка

CI — центральный впрыск

CIG FUSE — предохранитель прикуривателя

СКР (crankshaft position) — положение коленчатого вала

СМН (cold mixture heater) — нагреватель топливной смеси

СМР (camshaft position) — положение распредвала

СО (carbon monoxide) — окись углерода

COLD — холод

CONTROL — управление

CRANK (crankshaft) — коленчатый вал

D — DRIVE — движение

DEF (defogger) — размораживатель , подогрев заднего (переднего) стекла

DI (distributor ignition) — распределить зажигания

DITRIBUTOR — трамблер

DOHC (double overhead camshaft) — двойной распредвал в головке блока

DOME — панель приборов, салон

DOOR CONTROL — управление дверью

DOWN — вниз

DTS (diagnostic trouble code) — коды самодиагностики

DTM (diagnostic tast mode) — режим диагностики

E — END — конец (топлива)

Е — EARTH — «земля» (корпус)

EAI — подача воздуха в выпускную систему

ЕВСМ (electronic brake control module) — электронный блок управления тормозами

ЕСС ( emission control computer) — блок управления выбросами (испарениями) двигателя

ECI — электронный центральный впрыск (тоже CI)

ЕСМ (engine control module) — см. ECV

ECON — ECONOMY — экономичный (режим работы)

ЕСТ (electronic control transmission) — электронное учравление трансмиссией

ЕСТ (engine coolant temperature) — температура двигателя

ECU (electric control unit) — электрический блок управления

EFI — электронный впрыск топлива

EGR (exhaust gas i ^circulation) — возврат выхлопных газов

ENG — ENGINE — двигатель

EPS — электронное управление амортизаторами

EST-S — см. ЕСТ

EVAP (evaporative) — система отсоса паров (из бензобака)

F (front)- перед

F (full) — полный (уровень топлива)

F (или FF). FORWARD — вперед

FAST — быстро

FAN MOTOR — мотор вентилятора

FAN I/UP RELAY — реле повышения оборотов холостого хода при включении вентилятора

FC (FCUT) — FUEL CUT — отсечка топлива

FL (fusible link) — предохранительная вставка

FLUID — жидкость

FOG LIGHTS — противотуманные фары

FP — см. FUEL PAMP

FREE — свободно

FUEL — топливо

FUEL PAMP — топливный насос

FUSE — предохранитель

FUSIBLE LINK — предохранительная линия

FWD (front wheel drive) — передний привод

GAUGE — датчик

GLOG PLUG — свеча накаливания

Н (hard) — жестко (режим подвески)

Н (hocr) — час

Н или Hi (high) — высокие (обороты), высокая (передача, температура)

НАС (high altitude compensation) — система компенсации атмосферного давления

HAI (hot air system) — система подачи горячего воздуха во впускной коллектор (при работе двигателя на сильном морозе)

HAZ (hazard) — аварийная сигнализация

HEAD LN — левая фара

HEAD RH — правая фара

HEAD RH LWR — правая фара ближнего света

HEAD RH UPR — правая фара дальнего света

HORN — сигнал

НОТ — горячий

HTR (heater) — нагреватель

IAC (idle air control) — управление воздухом в режиме холостого хода

IDL (idle) — холостой ход

IDL/UP — см. I/UP

IG (IGN) — igniter — коммутатор

IG (IGN) — ignition — зажигание

IGNITION COIL — катушка зажигания

НА — ignition integral assemble — интегральная сборка зажигания

INJECTOR — инжектор

INT — interval — интервал

I/UP — idle up — увеличение оборотов холостого хода

L (low) — низкие (обороты), низкая (передача, температура)

L (left) — левое (зеркало, положение)

LEVEL — уровень

LF (left front) — левый передний

LH (left hand) — левая рука

LO — см. L

LOCK — блокировка

LR (left rear) — левый задний

LS (left side) — левый боковой

М (medium) — середина

М (memory) — память

М (minute) — минута

М см. MANU

MAP (mass air flow) — измеритель объема воздуха

MAIN RELAY — главное реле

MAN — см. MANU

MANU — ручное (управление, регулировка)

МС (mixture control) — управление составом смеси

MIL (malfunction indicator lamp) — лампа неисправности («check»)

MIRROR — зеркало заднего вида

MODE — выбор режима

MPI — многоточечный впрыск

М/Т — механическая трансмиссия

N — neutral — нейтральное (положение)

N — normal — нормальное (состояние)

0/D — over drive — повышенная передача

2 WAY 0/D — автоматическое отключение повышенной передачи

ОНС — (overhead camshaft) — распредвал в головке блока цилиндров

OFF — выключено

OIL — масло

ON — включено

OX SENSOR — датчик кислорода

Р — PARKING — стоянка

РСВ (POWER CB) — power control block — силовой блок управления (обычно блок управления дверьми, стеклами)

PCV (positive crancase ventilation) — система вентиляции картера

PPS (progressive power steering) — система управления усилия на руле

PRE HEATING TIMER — реле времени предварительного нагрева (обычно свечей накаливания)

PUMP — насос

PULL — потянуть

PUSH — нажать

PWR (power) — мощностной режим

QUICK — быстро

R (return) — возвращение, назад

R (right) — правое (зеркало, положение)

RDI FAN (radiator fan motor) — мотор вентилятора радиатора охлаждения двигателя

REAR DOOR — задняя дверь

REAR WASHER MOTOR — мотор заднего отмывателя стекла

REAR WINDOW DEFOGGER — обогреватель заднего стекла

RELAY — реле

RESET — установка

REV (reversal) — изменение направления

RICH — богатая (смесь)

R.P.M. — обороты в минуту

RR — REAR — задний (например, RRDEF — задний размораживатель)

RTR MOTOR — retract motor — мотор открытия-закрытия фар S (soft) — мягкий

SAE (Society of Automotive Engineers) — общество автомобильных инженеров

SEAT HTR — seat heater — подогрев сидений

SEEK — поиск

SELECT — выбор (режима)

SENSOR — датчик

SET — установка

SLOW — медленно

SOHC (singl overhead camshaft) — один распредвал в головке блока

SPD — SPEED — скорость

SPORT (S) — спортивный (режим)

ST — STARTER — стартер

SUN ROOF — люк в крыше автомобиля

S/W (switch) — выключатель

TAIL — габаритные (огни)

ТВ (throttle body) — блок дроссельной заслонки

TEMS (Toyota electronic modolated suspension) — см. EPS

TDS (top dead center) — верхняя мертвая точка

TEMP (temperature) — температура

THROTTLE POSITION SENSOR — датчик положения дроссельной заслонки

THA — temperature heat air — температура воздуха

TGH — температура выхлопных газов

THW — temperature heat water — температура воды («Тосола»)

TRN — TURN — поворот

TURN RELAY — реле поворотов

UP — вверх

VACUUM SENSOR — датчик вакуума

VALVE — клапан

VSV (vacum solenoid valve)- электромагнитный клапан на вакуумной магистрали

WARMER — нагреватель

W (warning) — предупреждение

WASHER — омыватель

WATER — вода

WD (wheel drive) — ведущие колеса

WIPER — стеклоочиститель

WINDOW стекло

WS (wheel steer) — управляемые колеса

4WD (four wheel drive) — полный привод

4А/Т — четырехскоростная автоматическая коробка передач.

запчасти мазда

Кнопки в автомобиле, о которых не знают многие — журнал За рулем

Армия водителей непрерывно подпитывается новыми кадрами. Выучился в автошколе, сдал на права — и можешь смело вливаться в трафик. Но как показывает практика, далеко не все знакомы с особенностями собственного же автомобиля.

TITLE

Сегодня даже у наручных часов инструкция может насчитывать несколько сотен страниц. Что уж говорить о руководстве по эксплуатации целого автомобиля — не каждый осилит! Мы подготовили небольшой ликбез, но для начала короткий тест. Если сможете без подготовки объяснить, что означают следующие символы, значит вы водитель опытный и вдумчивый. Словом, дальше можете не читать. Впрочем, ничто не мешает проверить таким же образом своих близких.

Web

Первыми двумя символами обозначают противотуманные фары (ПТФ). Но как выяснилось, даже водители с многолетним стажем не всегда отличают их друг от друга. Пиктограмма, на которой условный световой поток направлен вниз, относится к передним ПТФ, а та, где световой поток простирается горизонтально, — к задним. В современном автомобиле включить задние «туманки» без передних нельзя. На приборном щитке при этом загорается соответствующий символ.

3

Разобрались? В таком случае напомним, что ПДД очень лояльны к использованию передних противотуманных огней. Даже в светлое время суток их разрешается включать вместо ближнего света для обозначения на дороге транспортного средства. Да и ночью ослепить кого-то штатными передними противотуманками сложно. Другое дело задние противотуманные фонари. В Правилах написано, что они «могут применяться только в условиях недостаточной видимости». Не забывайте об этом, ведь оказаться в пробке за автомобилем с включенными задними противотуманками крайне неприятно. С небольшого расстояния яркий источник света — особенно в темное время суток — может и ослепить.

2

Следующая пиктограмма — непостижимая тайна для большинства современных таксистов. При любой возможности спрашиваю у водителя, для чего эта кнопка, и ответы получаю самые разные: от «понятия не имею» до «чтобы стекла не потели».

5

Существует два общепринятых варианта обозначения. Второй выглядит так:

4

Кнопка с таким символом включает рециркуляцию воздуха в салоне. Этот режим позволяет предотвратить поступление воздуха извне вместе с дорожной пылью и выхлопными газами. Незаменимая вещь, если перед вашим автомобилем вдруг образовался чадящий и коптящий грузовик из «эпох

Перевод обозначений в схемах автомобилей

C
Английский Русский
CAN HI Линия CAN HI
CAN LOW Линия CAN LOW
Canister purge solenoid Клапан продувки адсорбера
Caution: Use specified fuses and relay only Осторожно: Использовать только требуемые предохранители и реле
CCP solenoid Электромагнитный клапан угольного фильтра
CD-driver Power Window Motor Двигатель электрического стеклоподъемника пассажира
CD-driver Power Window Switch Переключатель электрического стеклоподъемника пассажира
CDL Relay Реле центральной блокировки дверей
Center Cross Member Panel Панель центральной поперечины
Center room lamp Центральный плафон освещения салона
Center Trunk Lower Back Panel Центральная нижняя панель багажника
Central Door Lock Relay Реле центральной блокировки замков дверей
Central door lock unit Центральная блокировка замков дверей
Central door locking Центральная блокировка замков дверей
Central door locking switch Выключатель центральной блокировки замков дверей
Central door locking unit Центральная блокировка замков дверей
Central Door Relay Реле центральной блокировки замков дверей
Central locking and anti theft Центральная блокировка и противоугонная система
Centre room lamp Центральный плафон освещения салона
Charging warning lamp Контрольная лампа зарядки
Charging warning Сигнализатор зарядки
Chime bell Звуковая сигнализация
Chime Bell (Over Speed Warning) Звуковая сигнализация (сигнализатор превышения скорости)
Cigar & Ashtray Прикуриватель & пепельница
Cigar lighter Прикуриватель
Cigar relay Реле прикуривателя
Cigarette lighter Прикуриватель
Circuit Цепь
CKP sensor Датчик положения коленчатого вала
CKP Shield wire Экранированный провод датчика положения коленчатого вала
Clock Часы
Close Закрытый
Cluster (Door Opening Warning Lamp) Комбинация приборов (контрольная лампа открытия двери)
Cluster (Front Fog Lamp Indicator) Комбинация приборов (индикатор передней противотуманной фары)
Cluster (Oil Pressure Warning) Комбинация приборов (сигнализатор давления масла)
Cluster (Oil Warning Lamp) Комбинация приборов (контрольная лампа масла)
Cluster connector Разъем комбинации приборов
Cluster Комбинация приборов
Cluster illumination Подсветка комбинации приборов
Cluster Illuminator Подсветка комбинации приборов
Cluster Turn signal lamp Комбинация приборов, указатель поворота
Clutch switch Переключатель сцепления
CMP sensor Датчик положения распределительного вала
Co adjust Регулировка Co
Co potentiometer Потенциометр Co
Co-driver Пассажир
Co-driver Air-bag Module Блок подушки безопасности пассажира
Co-driver Power Window Motor Двигатель электрического стеклоподъемника пассажира
Co-driver Power Window Switch Переключатель электрического стеклоподъемника пассажира
Co-potentiometer Потенциометр Co
Coil driver Возбудитель катушки
Combination Lamp Комбинированный фонарь
Comp. Компр.
Comp. Relay Компр. Реле
Component Name Название компонента
Compressor relay Реле компрессора
Compressor Компрессор
Connector Разъем
Console Консоль
Contact coil Контактная катушка
Contact Oil Контактное масло
Contact Switch Контактный выключатель
Control door lock relay Реле центральной блокировки замков дверей
Control Panel Панель управления
Control Switch Переключатель управления
Controller Контроллер
Coolant temperature sensor Датчик температуры охлаждающей жидкости
Coolant temperature sensor (ECT) Датчик температуры охлаждающей жидкости
Cooling Fan (motor) Вентилятор системы охлаждения (двигатель)
Cooling Fan (Single Fan) Вентилятор системы охлаждения (одинарный вентилятор)
Cooling Fan Aux. Вентилятор системы охлаждения, допол.
Cooling Fan Aux. (dual) Вентилятор системы охлаждения, допол. (двойной)
Cooling fan control Управление вентилятором системы охлаждения
Cooling fan control relay Управляющее реле вентилятора системы охлаждения
Cooling fan Вентилятор системы охлаждения
Cooling Fan Control relay (dual) Управляющее реле вентилятора системы охлаждения (двойного)
Cooling Fan Hi Relay Высоковольтное реле вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan Hi/Low (relay) Высокие/низкие обороты вентилятора системы охлаждения (реле)
Cooling fan HI/Low Высокие/низкие обороты вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan Hi/Low relay Реле высоких/низких оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan High Speed Relay Реле высоких оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling fan high Высокие обороты вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan High/Low speed Высокие/низкие обороты вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan Low Relay Низковольтное реле вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan Low Speed Relay Реле низких оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling fan low speed resistor Резистор низких оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling fan low Низкие обороты вентилятора системы охлаждения
Cooling fan low/high speed relay Реле низких/высоких оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling fan LOW/HI relay Реле низких/высоких оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan Main Главный вентилятор системы охлаждения
Cooling Fan Main (Dual Fan) Главный вентилятор системы охлаждения (двойной вентилятор)
Cooling fan motor aux./main Двигатель вентилятора системы охлаждения, допол./главного
Cooling Fan Relay Hi/Low Реле высоких/низких оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan Relay Реле вентилятора системы охлаждения
Cooling Fan resistor (single) Резистор вентилятора системы охлаждения (одинарного)
Cooling fan resistor Резистор вентилятора системы охлаждения
Cooling fan speed relay Реле оборотов вентилятора системы охлаждения
Cooling Main Главная система охлаждения
Crash Sensor Датчик столкновения
Cruise Control Unit Блок управления системой поддержания скорости
Cruise control unit/switch Блок управления/переключатель системы поддержания скорости
Cruise warning Сигнализатор системы поддержания скорости
Cushion Подушка

Управление автомобилем по CAN / Habr

Введение


Беспилотный автомобиль StarLine на платформе Lexus RX 450h — научно-исследовательский проект, стартовавший в 2018 году. Проект открыт для амбициозных специалистов из Open Source Community. Мы предлагаем всем желающим поучаствовать в процессе разработки на уровне кода, опробовать свои алгоритмы на реальном автомобиле, оснащенном дорогостоящим оборудованием. Для управления автомобилем было решено использовать Apollo, открытый фреймворк. Для работы Apollo нам необходимо было подключить набор модулей. Эти модули помогают программе получать информацию об автомобиле и управлять им по заданным алгоритмам.

К таким модулям относятся:

  • модуль позиционирования автомобиля в пространстве с помощью GPS-координат;
  • модуль управления рулем, ускорением и торможением авто;
  • модуль состояния систем автомобиля: скорость, ускорение, положение руля, нажатие на педали и т.д.;
  • модуль получения информации об окружении автомобиля. С этим справятся ультразвуковые датчики, камеры, радары и лидары.

Прежде всего перед нашей командой стояла задача научиться управлять рулем, ускорением и торможением автомобиля. А также получать информацию о состоянии систем автомобиля. Для этого была проведена большая работу по изучению CAN-шины Lexus.

Теоретическая часть


Что такое CAN-шина

В современных автомобилях управление всеми системами взяли на себя электронные блоки (Рис. 1.). Электронные блоки — это специализированные компьютеры, каждый из которых имеет все необходимые интерфейсы для интеграции с автомобилем. С помощью цифровых интерфейсов связи, блоки объединяются в сеть для обмена информацией друг с другом. Самые распространенные цифровые интерфейсы в автомобилях — CAN, LIN, FLEXRay. Из них наибольшее распространение получил именно CAN.

CAN (Controller Area Network) шина — это промышленный стандарт сети. В 1986 году этот стандарт разработали в компании Bosch. А первым автомобилем с CAN-шиной стал Mercedes-Benz W140, выпущенный в 1991 году. Стандарт разрабатывался для возможности устройствам общаться друг с другом без хоста. Обмен информацией осуществляется с помощью специальных сообщений, которые состоят из полей ID, длины сообщения и данных. Каждый блок имеет свой набор ID. При этом приоритет на шине имеет сообщение с меньшим ID. Поле данных может нести информацию, например, о состоянии систем и датчиков, команды управления механизмами и т.д.


Рис. 1. Шина CAN автомобиля.

На физическом уровне шина представляет собой витую пару из медных проводников. Сигнал передается дифференциально, за счет чего достигается высокая помехоустойчивость.


Рис. 2. Физическое представление сигнала в CAN шине

Посредством CAN шины можно получать информацию о состоянии различных датчиков и системах автомобиля. Также по CAN можно управлять узлами автомобиля. Именно эти возможности мы и используем для своего проекта.

Мы выбрали Lexus RX, потому что знали, что сможем управлять всеми необходимыми узлами по CAN. Так как самое сложное при исследовании автомобиля — это закрытые протоколы. Поэтому одной из причин выбора именно этой модели авто стало наличие описания части протокола CAN-шины в opensource-проекте Openpilot.

Правильно управлять автомобилем — означает понимать, как работают механические части систем автомобиля. Нам было необходимо хорошо понимать, как правильно работать с электроусилителем или управлять замедлением автомобиля. Ведь, например, при повороте колеса создают сопротивление на рулевое управление, что вносит свои ограничения на управление при повороте. Некоторые системы невозможно использовать без ввода авто в специальные рабочие режимы. Эти и другие детали нам пришлось изучать в процессе работы.

Электроусилитель руля

Электроусилитель руля EPS (Electric Power Steering) — система, предназначенная снизить усилие на руль при повороте (Рис. 3). Приставка «электро» говорит о типе системы — электрическая. Управление рулем с этой системой становится комфортным, водитель поворачивает руль в нужном направлении, а электродвигатель помогает довернуть его до необходимого угла.

Электроусилитель устанавливается на рулевой вал автомобиля, части которого соединены между собой торсионным валом. На торсионный вал устанавливается датчик величины крутящего момента (Torque Sensor). При вращении руля происходит скручивание торсионного вала, которое регистрируется датчиком момента. Данные, полученные от датчика момента, датчиков скорости и оборотов коленвала, поступают в электронный блок управления ECU. А ECU, в свою очередь, уже вычисляет необходимое компенсационное усилие и подает команду на электродвигатель усилителя.


Рис. 3. Схематичное изображение системы электроусилителя руля


Видео: cистема LKA рулит автомобилем с помощью системы EPS.
Электронная педаль газа

Дроссельная заслонка — это механизм регулировки количества топливной смеси, которая попадет в двигатель. Чем больше смеси попадет, тем быстрее едет автомобиль.
Электронная педаль газа — это система, которая задействует работу нескольких электронных узлов. Сигнал о положении педали, при ее нажатии, поступает в блок управления двигателем ECM (Engine Control Module). ECM, на основе этого сигнала, рассчитывает необходимое количество топлива, которое нужно подать в двигатель. В зависимости от необходимого количества топлива, ECM регулирует угол открытия дроссельной заслонки.


Рис. 4. Система электронной педали газа.


Видео: Для работы круиз-контроля используется управление электронной педалью газа.
Электронные системы помощи водителю

Мы купили автомобиль, который оборудован множеством цифровых блоков и систем помощи водителю (ADAS). В нашем проекте мы используем LKA, ACC и PCS.

LKA (Lane Keep Assist) — это система удержания в полосе, которая состоит из фронтальной камеры и вычислительного блока. LKA удерживает автомобиль в полосе движения, когда водитель, например, отвлекся. Алгоритмы в вычислительном блоке получают данные от камеры и на их основе принимают решение о состоянии автомобиля на дороге. Система способна понимать, что автомобиль неконтролируемо движется к правой или левой полосе. В таких случаях подается звуковой сигнал для привлечения внимания водителя. При пересечении полосы система сама скорректирует угол поворота колес так, чтобы автомобиль остался в полосе движения. Система должна вмешиваться только в том случае, если осознает, что маневр между полосами движения не был вызван действием водителя.

ACC (Adaptive Cruise Control) — система адаптивного круиз-контроля, который позволяет выставить заданную скорость следования. Автомобиль сам ускоряется и притормаживает для поддержания нужной скорости, при этом водитель может убрать ногу с педалей газа и тормоза. Этот режим удобно использовать при езде по скоростным магистралям и автострадам. Адаптивный круиз контроль способен видеть препятствия впереди автомобиля и притормаживать для избежания столкновения с ними. Если впереди автомобиля едет другое транспортное средство с меньшей скоростью, ACC сбавит скорость и будет следовать за ним. При обнаружении статичного объекта, ACC сбавит скорость до полной остановки. Для обнаружения объектов перед автомобилем такая система использует радар с миллиметровым диапазоном длин волн. Обычно такие радары работают на частоте 24-72 ГГц и способны уверенно видеть объекты на расстоянии до 300 метров. Радар обычно установлен за передним значком на решетке радиатора.

PCS (Pre-Collision System) — система предотвращения столкновения. Система призвана предотвратить столкновение с автомобилем, который движется впереди. При неизбежности столкновения, система минимизирует урон от столкновения. Здесь так же используются радар для оценки расстояния до объекта и фронтальная камера для его распознавания. Фронт PCS прогнозирует вероятность столкновения на основе скорости автомобиля, расстояния до объекта и его скорости. Обычно у системы есть два этапа срабатывания. Первый этап — система звуком и индикацией на приборной панели оповещает об опасности водителя. Второй этап — активируется экстренное торможение с помощью системы ABS, и включаются преднатяжители ремней безопасности.

Практическая часть


Управление рулем

Первое, что захотелось сделать нашей команде, — это научиться рулить. Рулем в автомобиле могут управлять две системы: парковочный ассистент IPAS (Intelligent Park Assist) и LKA.

IPAS позволяет задавать напрямую угол поворота рулевого колеса в градусах. Так как в нашем автомобиле нет данной системы, проверить и освоить рулевое управление таким способом нельзя.

Поэтому мы изучили электрические схемы автомобиля и поняли, какие CAN-шины могут быть полезны. Мы подключили анализатор CAN-шины. Лог содержит файл записей сообщений в шине в хронологической последовательности. Наша задача была найти команды управления электроусилителем руля EPS (Electric Power Steering). Мы сняли лог поворота рулевого колеса из стороны в сторону, в логе смогли найти показания угла поворота и скорость вращения рулевого колеса. Ниже пример изменения данных в шине CAN. Интересующие нас данные выделены маркером.


Поворот руля влево на 360 градусов


Поворот руля вправо на 270 градусов

Следующим этапом мы исследовали систему удержания в полосе. Для этого мы выехали на тихую улицу и записали логи обмена между блоком удержания в полосе и DSU (Driving Support ECU). С помощью анализатора шины CAN нам удалось вычислить сообщения от системы LKA. На рисунке 6 изображена команда управления EPS.


Рис. 5. Команда управления рулем с помощью системы LKA

LKA управляет рулем путем задания значения момента на валу (STEER_TORQUE_CMD) рулевого колеса. Команду принимает модуль EPS. Каждое сообщение содержит в заголовке значение счетчика (COUNTER), которое инкрементируется при каждой отправке. Поле LKA_STATE содержит информацию о состоянии LKA. Для захвата управления необходимо выставлять бит STEER_REQUEST.

Сообщения, которые отвечают за работу важных систем авто, защищаются контрольной суммой (CHECKSUM) для минимизации рисков ложного срабатывания. Автомобиль проигнорирует такую команду, если сообщение содержит некорректную контрольную сумму или значение счетчика. Это встроенная производителем защита от вмешательств сторонних систем и помех в линии связи.

На графике (Рис. 6.) представлена диаграмма работы LKA. Torque Sensor — значение с датчика момента на торсионном валу. Torque Cmd — команда от LKA для управления рулем. Из картинки видно, как происходит подруливание LKA для удержания автомобиля в полосе. При переходе через ноль меняется направление поворота руля. Т.е. отрицательное значение сигнала говорит о повороте вправо, положительное — влево. Удержание команды в нуле говорит об отсутствии управления со стороны LKA. При вмешательстве водителя, система перестает выдавать управление. О вмешательстве водителя LKA узнает с помощью второго датчика момента на валу со стороны рулевого колеса.


Рис. 6. График работы системы LKA

Нам предстояло проверить работу команды управления рулем. С помощью модуля StarLine Сигма 10 мы подготовили прошивку для проверки управления. StarLine Сигма 10 должен выдавать в CAN-шину команды на поворот руля влево или вправо. На тот момент у нас не было графического интерфейса для управления модулем, поэтому пришлось использовать штатные средства автомобиля. Мы нашли в CAN-шине статус положения рычага круиз-контроля и запрограммировали модуль таким образом, что верхнее положение рычага приводило к повороту руля вправо, нижнее положение — к повороту влево (Рис. 7).


Рис. 7. Первые попытки рулить

На видео видно, что управление осуществляется короткими секциями. Это возникает по нескольким причинам.

Первая из причин — это отсутствие обратной связи. Если расхождение между сигналом Torque Cmd и Torque Sensor превышает определенное значение Δ, система автоматически перестает воспринимать команды (Рис. 8). Мы настроили алгоритм на корректировку выдаваемой команды (Torque CMD) в зависимости от значения момента на валу (Torque Sensor).


Рис. 8. Расхождение сигнала приводит к ошибке работы системы

Следующее ограничение связано с системой защиты встроенной в EPS. Система EPS не позволяет командами от LKA рулить в широком диапазоне. Что вполне логично, т.к. при езде по дороге резкое маневрирование не безопасно. Таким образом, при превышении порогового значения момента на валу, система LKA выдает ошибку и отключается (Рис. 9).


Рис. 9. Превышение порогового значения регулировки момента на валу

Независимо от того, активирована система LKA или нет, сообщения с командами от нее присутствуют в шине постоянно. Мы посылаем модулю EPS команду повернуть колеса с конкретным усилием влево или вправо. А в это время LKA перебивает наши посылки «пустыми» сообщениями. После нашей команды со значением момента, приходит штатная с нулевым (Рис. 10).


Рис. 10. Штатные сообщения приходят с нулевыми значениями момента и перебивают наше управление

Тогда мы, с помощью модуля StarLine Сигма 10, смогли фильтровать весь трафик от LKA и блокировать сообщения с ID 2E4, когда нам это было нужно. Это решило проблему, а нам удалось получить плавное управления рулем (Рис. 11).


Рис. 11. Плавная регулировка поворота руля без ошибок

Управление газом

Система адаптивного круиз-контроля ACC управляет ускорением и торможением программно по CAN-шине. Блок управления двигателем ECU принимает команды DSU, если необходимо ускориться — активирует электронную педаль газа. Для торможения автомобиля используется рекуперативное торможение. При этом на торможение и ускорение используется одна команда, отличаются только значения.

Команда управления ускорением или замедлением представлена на рисунке 12. Она состоит из величины ускорения ACCEL_CMD, пары служебных бит и контрольной сумма Checksum. Для ускорения автомобилем значение ACCEL_CMD положительное, для замедления — отрицательное. Ускорение задается в диапазоне от 0 до 3 м/с^2, замедление аналогично, но со знаком минус. Для отправки данных в шину необходимо пересчитать желаемое ускорение или замедление с коэффициентом 0,001. Например, для ускорения 1 м/с^2, ACCEL_CMD = 1000 (0x03E8).


Рис. 12. Команда управления ускорения/замедления автомобиля

Мы сняли логи со штатной системы ACC и проанализировали команды. Сравнили с имеющимся у нас описанием команд и приступили к тестированию.


Рис. 13. Лог управления ускорением/замедлением системы адаптивного круиз-контроля ACC (выделено маркером)

Здесь не обошлось без трудностей. Мы выехали на дорогу с оживленным трафиком для тестирования команды ускорения. Команды управления ускорением или замедлением автомобиля работают только при активированном круиз контроле, не достаточно активировать его кнопкой. Необходимо найти движущийся впереди автомобиль и включить режим следования за ним.


Рис. 14. Активация круиз контроля происходит при наличии впереди другого траснпортного средства

С помощью модуля StarLine Сигма 10 посылаем команду ускорения, и автомобиль начинает набирать скорость. К этому моменту мы подключили графический интерфейс для управления модулем StarLine Сигма 10. Теперь мы управляем рулем, ускорением и торможением с помощью кнопок в приложении.

Команды работали до тех пор, пока не потеряли автомобиль впереди. Система круиз-контроля отключилась, а следовательно, и команды ускорения перестали работать.
Мы приступили к исследованию возможности использовать команды без активного круиз-контроля. Пришлось много времени потратить на анализ данных в шине CAN, чтобы понять как создать условия для работы команд. Нас интересовало, в первую очередь, какой блок блокирует выполнение команд ACC на ускорение или замедление. Пришлось изучить какие ID идут от DSU, LKA, радара и камеры, подсовывая липовые данные различных датчиков.

Решение пришло спустя 3 недели. К тому времени мы представляли как происходит взаимодействие блоков автомобиля, провели исследование трафика сообщений и выделили группы сообщений, посылаемых каждым блоком. За работу адаптивного круиз-контроля ACC отвечает блок Driving Support ECU (DSU). DSU выдает команды на ускорение и замедление автомобиля, и именно этот блок получает данные от радара миллиметрового диапазона. Радар сообщает DSU на каком расстоянии от машины движется объект, с какой относительной скоростью и определяет его положение по горизонтали (левее, правее или по центру).

Наша идея заключалась в подмене данных радара. Мы сняли лог следования за автомобилем, вытащили из него данные радара в момент следования. Теперь, после включения круиз-контроля, мы посылаем фейковые данные о наличии впереди идущего авто. Получается обманывать наш автомобиль, говоря что впереди движется другое авто на конкретном расстоянии.

a) б)
Рис. 15. Активация круиза: a) попытка активировать без подмены данных радара; б) активация при подмене данных от радара.

Когда запускаем нашу обманку, на приборной панели загорается значок наличия впереди идущего автомобиля. Теперь мы можем тестировать наше управление. Запускаем команду на ускорение, и автомобиль начинает быстро ускоряться.

Как мы уже узнали, команда на ускорение и замедление одна. Поэтому тут же проверили и замедление. Поехали на на скорости с активным круиз-контролем, запустили команду на торможение, и авто сразу же замедлилось.

В итоге сейчас получается разгонять и замедлять автомобиль именно так, как нам было нужно.

Цель достигнута.

Что еще мы используем

Для создания беспилотника необходимо управление вспомогательными системами: поворотниками, стоп-сигналами, аварийной сигнализацией, клаксоном и пр. Всем этим так же можно управлять по CAN шине.
Оборудование и ПО

Для работ с автомобилем сегодня мы используем набор различного оборудования:
  • Анализатор шины Marathon позволяет подключать и читать данные с двух шин одновременно. На сайте производителя анализатора есть бесплатное ПО для анализа логов. Но мы используем ПО, написанное в нашей компании для внутреннего пользования.
  • Модуль StarLine Сигма 10 мы используем как платформу для работы с цифровыми интерфейсами. Модуль поддерживает CAN и LIN интерфейсы. При исследовании автомобиля пишем программы на C, зашиваем их в модуль и проверяем работу. Из модуля можем сделать сниффер трафика CAN-шины. Сниффер нам помогает понять, какие ID идут от блока или блокировать сообщения от штатных систем.
  • Диагностическое оборудование Toyota/Lexus. С помощью этого оборудования можно найти команды управления системами автомобиля: поворотниками, стоп-сигналами, клаксоном, индикацией приборки.

Сегодня ведется активная работа по разработке беспилотного автомобиля, в ближайших планах реализация экстренного торможения перед препятствиями, их объезда и перестраивание маршрута автомобиля в зависимости от дорожной ситуации и указаний водителя.

Беспилотный автомобиль StarLine — это открытая площадка для объединения лучших инженерных умов России и мира с целью создания прогрессивных технологий беспилотного вождения, которые сделают наше будущее безопасным и комфортным.

GitLab проекта

Антиблокировочная система — Википедия

ABS на мотоцикле BMW

Антиблокировочная система (АБС, ABS; нем. Antiblockiersystem, англ. Anti-lock braking system) — система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы — сохранение устойчивости и управляемости автомобиля (тормозной путь в некоторых случаях может быть больше, чем без системы ABS)

В настоящее время АБС, как правило, является более сложной электронной системой торможения, которая может включать в себя противобуксовочную систему, систему электронного контроля устойчивости, а также систему помощи при экстренном торможении.

АБС устанавливается на легковых и грузовых автомобилях, мотоциклах, прицепах, а также на колёсном шасси самолётов. Авторы журнала «За рулём» считают, что по состоянию на 2008 год антиблокировочная система ставится на 75 % выпускаемых автомобилей[1].

Впервые проблема блокировки колес при торможении выявилась на железнодорожной машине, так как заблокированные колеса оказывают существенно меньшее тормозное действие, а на ободе колеса появляется выработка, снижающая ходовые качества вагона или локомотива. Кроме того, при заблокированных колесных парах существенно увеличивается вероятность схода с рельсов. Проблема была решена применением автоматических регуляторов тормозных сил, известных сегодня как грузовой авторежим. На электропоездах и трамваях, где служебное торможение электрическое, блокировку колес предотвращают электрические и электронные системы, автоматически регулирующие ток возбуждения тяговых электродвигателей, работающих при торможении в режиме генератора. Такие системы известны с 1920-х годов. Также в 1920-е годы появились первые АБС для установки на шасси самолётов. Здесь нужно было решать проблему управляемости самолета при пробеге по взлетно-посадочной полосе. Первые продукты были созданы французской компанией Avions Voisin— производителем автомобилей и авиатехники[1].

В те времена на большинстве автомобилей были механические тормоза с тросовым приводом и требовали от водителя значительной физической силы, иными словами, приходилось сильно давить на педаль тормоза, вызывая тем самым блокировку колёс, что, в свою очередь, негативно сказывалось на управляемости автомобиля. Позже появились гидравлические тормоза c вакуумным усилителем, но и эта система не решала проблемы блокировки колёс.

В 1936 году Bosch запатентовала технологию предотвращения блокировки колёс при резком торможении. Но на практике реализовать эту идею не удалось из-за отсутствия в те годы цифровой электроники, которая позволила бы за доли секунды реагировать на блокировку колёс. Ситуация изменилась в 1960-е годы с появлением полупроводниковых технологий, которые постепенно дошли и до автомобильной промышленности. Но первые образцы АБС, появившееся в 1971 году на одной из моделей концерна General Motors, оказались даже опасными, поскольку не решали проблемы заклинивания передних ведущих колёс.

Первую, по-настоящему работоспособную АБС изобрели немцы. Кроме Bosch, с 1964 года работу над созданием АБС начала компания Teldix GmbH. Её инженер Гейнц Либер разработал фундаментальные основы будущей АБС. Позже он возглавил отдел электрики и электроники концерна Daimler-Benz и в 1970 году Daimler-Benz торжественно объявил о создании первых работоспособных АБС. Система под названием «ABS 2» состояла из электронного контроллера, датчиков скорости, установленных на каждом колесе, и двух или более гидравлических клапанов в тормозном контуре. Система работала от данных о разности скоростей вращения разных колёс: если они вращались с разной скоростью, то контроллер, дозируя тормозное усилие, выравнивал скорость вращения. После этого система давала возможность увеличить тормозное усилие[1].

Комплексные испытания этой системы выявили один существенный недостаток — ненадёжность электронных компонентов. По предложению Daimler-Benz к проекту были привлечены инженеры Bosch, которые работали независимо от Либера и приобрели огромный опыт в области автомобильной электроники.

Таким образом для работы по созданию серийной антиблокировочной системы объединились удачные идеи Либера и огромный опыт инженеров Bosch в сфере разработки и производства цифровых электронных компонентов. В середине 1970-х годов АБС начали устанавливать опционально (по желанию клиента и за дополнительную плату) на автомобили представительского класса, а с 1978 года штатно на двух немецких автомобилях — Mercedes Benz W116 (S-класс)[1] и BMW 7-й серии, причём стоимость системы в то время составляла примерно 10 % от стоимости всего автомобиля[2]. С июля 2004 года каждый новый автомобиль, продаваемый в странах Евросоюза, должен быть оборудован системой АБС в стандартной комплектации.

Коэффициент трения скольжения значительно ниже коэффициента трения покоя. Поэтому длина тормозного пути с заблокированными колесами (трение скольжения: колёса скользят по поверхности) будет больше, чем длина тормозного пути с ещё вращающимися колесами (трение покоя: шина в точке контакта с дорогой находится в покое относительно неё). При этом тормоза обеспечивают усилие чуть меньше того, что требуется для полной блокировки колеса. При достаточном опыте водитель способен чувствовать это усилие сам, и, если колеса заблокировались, он немного ослабляет нажатие на педаль тормоза, однако при этом он не способен уменьшить давление и тормозное усилие на одном, заблокированном колесе. Система ABS следит за вращением колес и в случае их блокировки слегка уменьшает давление в тормозной системе, чтобы дать колесу провернуться, а затем вновь увеличивает силу сжатия. Таким образом достигается прерывистое торможение, дающее возможность корректировки курса автомобиля в условиях экстремального торможения.

АБС состоит из следующих основных компонентов:

  • датчики скорости либо ускорения (замедления), установленные на ступицах колёс транспортного средства;
  • управляющие клапаны, которые являются элементами модулятора давления, установленные в магистрали основной тормозной системы;
  • блок управления, получающий сигналы от датчиков и управляющий работой клапанов.

Этот процесс повторяется несколько раз (или несколько десятков раз) в секунду, в 2008 году, по мнению экспертов «За рулём», средняя АБС срабатывала 20 раз в секунду[1].

Главная задача АБС — позволить водителю сохранить контроль над транспортным средством во время экстренного торможения, то есть сохраняется возможность совершения достаточно резких манёвров непосредственно в процессе торможения. Сочетание двух этих факторов делает АБС очень существенным плюсом в обеспечении активной безопасности транспортных средств.

Опытный водитель может эффективно тормозить и без использования АБС, контролируя момент срыва колёс самостоятельно (наиболее часто такой приём торможения используется мотоциклистами[3]) и ослабляя усилие торможения на грани блокировки (торможение при этом получается прерывистым). Эффективность такого торможения может быть сравнима с торможением при использовании одноканальной АБС. Многоканальные системы в любом случае имеют преимущество в том, что они могут контролировать тормозное усилие на каждом отдельном колесе, что даёт не только эффективное замедление, но и стабильность поведения транспортного средства в сложных условиях неравномерного сцепления колёс с поверхностью дороги.

Для неопытного водителя наличие АБС лучше в любом случае, поскольку позволяет экстренно тормозить интуитивно понятным способом, просто прикладывая максимальное усилие к тормозной педали или рукоятке и сохраняя при этом возможность манёвра.

В некоторых условиях работа АБС может привести к увеличению тормозного пути. Например, при использовании автомобильных шин с недостаточным сцеплением с дорогой (например, при езде зимой на летних шинах). Также на рыхлых поверхностях, таких, как глубокий снег, песок или гравий, заблокированные при торможении колёса начинают зарываться в поверхность, что даёт дополнительное замедление. Незаблокированные колёса тормозят в этих условиях существенно медленнее. Для того, чтобы можно было эффективно тормозить в таких условиях, АБС на некоторых моделях автомобилей делают отключаемой. Кроме того, некоторые типы АБС имеют специальный алгоритм торможения для рыхлой поверхности, который приводит к многочисленным кратковременным блокировкам колёс. Такая техника торможения позволяет достичь эффективного замедления без потери управляемости, как при полной блокировке. Тип поверхности может быть установлен водителем вручную или может определяться системой автоматически, путём анализа поведения автомобиля или при помощи специальных датчиков определения дорожного покрытия.

Система помощи при экстренном торможении[править | править код]

Система помощи при экстренном торможении (СПЭТ) выявляет экстренное торможение, доводит давление в тормозной системе до максимума и удерживает его таким до полной остановки автомобиля. СПЭТ может быть реализована с помощью электронных компонентов или гидравлики. При выявлении экстренного торможения учитываются:

  • текущая скорость автомобиля;
  • скорость нажатия педали тормоза;
  • сила (глубина) выжима педали тормоза;
  • расстояние до впереди идущего автомобиля;
  • и другие параметры (например, близость светофора).

Исследования показали, что заметная часть водителей в экстренной ситуации либо не нажимает на педаль тормоза полностью, либо в какой-то момент отпускает её. Из-за этого тормозной путь получается больше, чем мог быть при полностью нажатой педали. СПЭТ была разработана для решения этой проблемы.

СПЭТ впервые появилась на потребительском рынке в 1994 году на Audi A6 C4 под названием «Brake assist». Вслед за Audi собственные разработки предложили такие компании, как Volkswagen, Mercedes, Acura, Infiniti, BMW, Citroen, Rolls-Royce, Land Rover и Volvo.

Появление СПЭТ стало возможным только после появления АБС. Поскольку СПЭТ всегда увеличивает тормозную силу до максимальной, в условиях недостаточного сцепления с дорогой возможна блокировка колес и скольжение автомобиля; АБС предотвращает это.

  1. 1 2 3 4 5 ABS — 30 лет на страже жизни // За рулём : журнал. — М., 2008. — Вып. 30 апреля.
  2. ↑ стр. 24 (неопр.). За рулём (№8, 1984). Дата обращения 19 марта 2015.
  3. ↑ Мотоциклы намного более подвержены блокировке колёс при торможении, кроме того, для мотоцикла блокировка колёс означает почти неизбежное падение.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о