Планета иж форсировка: Проект «Форсировка двигателя ИЖ «Планета-5» – форсирование двигателя — модификация иж планета

Проект «Форсировка двигателя ИЖ «Планета-5»

Тема: «Форсировка двигателя ИЖ «Планета-5»

Актуальность темы. На современном рынке присутствует большое количество техники. Данная техника дорогая и имеет сложную конструкцию двигателя. Советские двигатели ИЖ по своим характеристикам отстают от зарубежных аналогов, но они имеют простую конструкцию и легко поддаются модернизации. Несколько десятилетий назад отечественные мотоциклы пользовались большим спросом, как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Основными покупателями такой техники были сельские жители. Причина такого интереса понятна — простота конструкций и низкая цена. В отдалённых от города поселках не было специализированных центров для ремонта мотоциклов, поэтому местным жителям приходилось самостоятельно решать проблемы с ремонтом двигателя. Им это удавалось без особых проблем. Со временем облик нашей страны менялся, менялись и потребности современного человека. Сейчас встретить советский мотоцикл на улицах поселка, а уж тем более города большая редкость. Это связанно с тем, что российская современная мототехника сильно уступает по своим техническим решениям зарубежным производителям. Для улучшения качества работы моего личного мотоцикла ИЖ «Планета5» я решил модернизировать его двигатель.

Гипотеза: форсировка советского двигателя ИЖ «Планета» поможет изменить его технические параметры, что обеспечит устойчивую и равномерную работу двигателя, как на холостых, так и на высоких оборотах, увеличит мощность, сбалансирует подачу топлива в цилиндр.

Цель: форсировка двигателя ИЖ «Планета» для последующего повышения качества его работы.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Выбрать основные узлы для форсировки двигателя.

3. Найти необходимые элементы для форсировки двигателя и оценить экономическую выгоду.

4. Модернизировать двигатель.

В процессе работы я использовал следующие

методы исследования:

1.теоретические (моделирование, проведение аналогий, сравнительного анализа, обобщение, интеграция)

2. эмпирические (проведение эксперимента).

3. математические (метод визуализации данных)

Объект: мотоцикл ИЖ «Планета-5».

Предмет: двигатель ИЖ «Планета-5».

Выводы:

1.Изучена литература по данному вопросу.

2. Обоснованно выбраны основные узлы для форсировки двигателя.

3.Модернизированы выбранные узлы двигателя мотоцикла ИЖ «Планета-5».

Модернизации подверглись несколько узлов, что привело к следующим результатам:

1)двигатель работает устойчиво на холостых и высоких оборотах;

2)увеличился ресурс двигателя;

3)увеличилась скорость двигателя;

4)уменьшилась вибрация;

5) в качестве топлива можно использовать марку бензина 92.

В результате выполнения данной работы была проведена форсировка двигателя ИЖ «Планета» 5.

Серийное производство отечественных мотоциклов тесно связанно с деятельностью Петра Владимировича Можарова. Этот выдающийся механик, талантливый конструктор в 1928 году подал предложение правительству по выпуску серийных мотоциклов на заводах города Ижевска. Именно под его управлением создавались, испытывались и шли в серию первые мотоциклы под маркой ИЖ. К концу 1979 года Ижевск стал самым главным городом по изготовлению мотоциклов в бывшем СССР. Конвейеры его заводов могли ставить на ход 350 тысяч единиц техники в год. Именно в эти годы появился знаменитый на всю страну мотоцикл ИЖ «Планета». Эта серия породила массу удачных машин, неприхотливых в эксплуатации и надёжных в любых условиях использования. Ярким примером стал любимый многими мотоцикл ИЖ «Планета — 5».

ИЖ «Планета-5» — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1987 по 2008 год. Неприхотливая и относительно недорогая модель мотоцикла пользовалась заслуженной популярностью. В процессе производства мотоцикл много раз модернизировался по ходовой части и двигателю. Также имеет несколько вариантов комплектации.

Двигатель, устанавливаемый на данные модели, обладает сравнительно высокой тягой на малых оборотах. К мотоциклу возможно присоединение бокового грузового или пассажирского прицепа, или универсального грузового модуля. Также на него можно дополнительно устанавливать багажник и коленные щитки.[1]

Для снижения усилия выключения сцепления на мотоцикле используется многодисковая (6 пар) муфта сцепления с усиленными шлицами ведущих дисков и кулачковым механизмом выключения  сцепления. Виброгасители рёбер цилиндра вместе с воздухоочистителем увеличенного объёма предназначены для снижения уровня шума, производимого мотоциклом. [1]

Мотоцикл ИЖ «Планета-5-01» является дальнейшей модернизацией мотоцикла «ИЖ Планета-5» .[2]

Мотоцикл начал выпускаться в 1995 году, производство завершено в 2007 году. Часть технических решений по мотоциклу были лицензионные и изначально предназначались для перспективной модели «ИЖ — Орион».

В системе электрооборудования применен генератор на постоянных магнитах, с бесконтактной системой зажигания, работающей независимо от аккумуляторной батареи, с автоматически регулируемым опережением зажигания.

Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки, и использования в системе питания мотоцикла смеси бензина с маслом.

Коробка передач четырёхступенчатая с эксцентриковым механизмом выключения муфты сцепления и усиленной моторной цепью.

Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом. В подвесках колес применены амортизаторы с улучшенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения. Изменена кинематика привода тормоза заднего колеса.

Технические параметры мотоцикла.

 

Параметры

Значения

Примечания

Вес

158–165 кг

Средний весовой класс по классификации СССР.  Вес выпускаемых сегодня классических мотоциклов находится в пределах от 70 до 250 кг

Вес максимально допустимой нагрузки

170 кг, включая 20 кг багажа

 

Клиренс (при максимальной нагрузке)

135 мм

 

Колеса

спицованные

 

Расстояние между колесными осями

145 см

 

Габариты (не учитываются дуги безопасности, багажник, зеркало и полуобтекатель).

Длина

220 см

 

Ширина

81 см

 

Высота

120 см

 
 

Электроаккумулятор

6МТС-9, 12 В, 9 А.ч

 

Электрогенератор

7.107-3701010, однофазный, 90 Вт,

14 В

 

Расход топлива и скорость мотоцикла

Емкость топливного бака

                       19 л

Такая вместимость бензобака позволяет проезжать около 300 км без заправки по пути.

Заправочные емкости  получили подробное описание в руководстве по эксплуатации.

Расход бензина (на 100 км)

                    5–6 л

Современные аналогичные по характеристикам мотоциклы расходуют на 100 км пути 3 л топлива.

Максимальная скорость езды

                    120 км/ч

Зависит от состояния двигателя и прочих факторов. Максимальная скорость  сегодняшних аналогов составляет 100–140 км/ч, причем, не стоит забывать о наличии у них пятой передачи.

 

Время достижения 100 км/ч

 

                      12–15 сек

 

 Тормоза.

Тормоза переднего и заднего колеса

барабанные с механическим приводом

В настоящее время барабанные тормоза считаются устаревшими, а современные мотоциклы оснащаются дисковыми тормозами – одинарными либо двойным.

Тормозной путь

6,5 м – при 30 км/ч

42,6 м – при 80 км/ч

 


 

Технические характеристики двигателя

Двигатель

Модификация

Иж-П5 сб. 1-0

Тип

рядный

Тактность

2

Цилиндры / Глушители

42005

Рабочий объем, куб. см

346

Максимальная мощность, кВт (л.с.)

16,2 (22)

Система смазки

совместная

Система охлаждения

воздушная

Система питания

Тип карбюратора

К65-И

Марка бензина

А 76

Объем топливного бака, л

18

Расход топлива, л/100 км

6

Электрооборудование

Система зажигания

батарейная контактная

Система запуска

кикстартер

Источник электроэнергии

аккумуляторная батарея, 12 В

Трансмиссия

Сцепление

многодисковое в масляной ванне

Коробка передач

4-ступенчатая

Главная передача

цепная


 

Проблемы двигателя и его недостатки:

1)Вибрация двигателя;

2)Большой расход топлива при поднятие иглы карбюратора;

3)Слабое ускорение набора скорости;

4)Залип поршня к стенкам цилиндра;

5)Недоработка контактного зажигания (искра опережает поршень).

План работы.

1) Замена стандартных подшипников на японские (не ниже 6 качества) фирмы АОУО. Замена подшипников необходима, так как обороты после форсировки двигателя возрастут, а штатные отечественные подшипники низкого класса и качества не выдержат повышенных оборотов и нагрузка. Замена подшипников увеличит ресурс двигателя.

2) Замена стандартного поршня.  При работе двигателя стандартный поршень подвергается залипанию об стенки цилиндра, что дает отрицательные положения. Такое действие ведет к разрушению зеркала цилиндра. Стандартный поршень можно заменить японским.

3) Увеличения степени сжатия горючей смеси. Увеличение степени сжатия является одной из основных методик поднятия мощности двигателя. Тем самым можно получить больше отдачи с того же объема двигателя. Одним словом мощность повысится, а расход останется на прежнем уровне. При этом придется заправляться высокооктановым топливом. 

4)Усовершенствовать балансировку коленчатого вала, а так же его структуру. Балансировка коленчатого вала позволит раскрутить его до высоких оборотов.

5) Увеличить объем цилиндра путем расточки каналов. После этого, наполнение горючей смеси будет, происходит быстро и равномерно. Поднимется мощность двигателя.

7) Установить карбюратор Микуний. Установка данного карбюратора увеличит подачу топлива, что позволит, сбалансировано подавать топливо в камеру сгорания.

8) Изменение электроники.

Результат.

При доработке и изменения технических параметров данного двигателя мы имеем:

1) Двигатель работает устойчиво на холостых и высоких оборотов;

2) Увеличился ресурс двигателя;

3) Увеличилась скорость двигателя;

4) Уменьшилась вибрации;

5) В качестве топлива можно использовать марку бензина 92.

Кроме своего основного назначения – ездить, мотоцикл ИЖ «Планета — 5» является отличным помощником, и замечательным подспорьем в приусадебном хозяйстве. Неприхотливая машина обладает отличной проходимостью, а при комплектации её боковым либо другим универсальным прицепом, способна перевозить за раз до 250 килограммов различного груза. Не редки случаи, когда после модернизации и переделки мотоцикл ИЖ «Планета -5» превращали в снегоход, а порой и мини – трактор. Современный рынок предлагает большой выбор различных моделей мотоциклов на любой вкус и кошелёк, однако, хочется надеяться, что и у новых ижевских моделей появится столько же почитателей и любителей как у старенького, но ещё живучего ИЖ «Планета-5».

Источники. 

Легендарная Иж Планета Спорт: её история, технические характеристики

Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:
Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.
Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения.
Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора. Тюнинг(форсировка) двигателя Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска.
Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма. Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов. Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками.
Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу. Тюнинг своими руками Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм. Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени. Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.

Как настроить зажигание Иж Планета Спорт
Качественное искрообразование улучшает сгорание горючей смеси, повышая мощность и сокращая расход топлива. Именно поэтому регулировка зажигания должна выполняться с особой тщательностью.
Если доработка двигателя Иж Планета Спорт не производилась, можно руководствоваться данными, указанными в инструкции по эксплуатации: Расстояние между разомкнутыми контактами прерывателя – 0,35 – 0,55 мм. Зазор контактов на свече зажигания – 0,6 – 0,8 мм. Поршень не доводится до ВМТ на 2,5 – 4,2 мм. Оптимальным для нового или недавно перебранного мотора считается показатель 2,8 мм.
Установив на Иж Планета Спорт зажигание в соответствии с указанными параметрами, вы добьётесь устойчивой работы движка во всех основных режимах. Прочие изменения в конструкцию следует вносить с предельной осторожностью. В рамках технологий, использованных при разработке и производстве Иж Спорт, технические характеристики машины почти достигли своего предела, а нарушить хрупкий баланс так просто. Понравилась статья, про Иж Планета Спорт и характеристики этой модели – не единственное, что вас интересует в истории отечественного машиностроения? Оставайтесь на нашем сайте, и сможете узнать для себя много интересного. Например, о том, чем хорош грузовой мотороллер Муравей, или как можно произвести тюнинг Иж Юпитер 5 с максимальной эффективностью.

Каталог мотоциклов характеристики цена фото

Как увеличить мощность

 

 

Закончилась Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. Мотолюбителей, приобщившихся к спорту, интересуют способы увеличения мощности двигателя. В № 10 нашего журнала за 1965 год заводские конструкторы рассказали о форсировке двигателей мопеда «Рига-1», мотоциклов «Ковровец-175» и М-103.

Теперь мы попросили ведущего конструктора ЦКЭБ мотоциклостроения К. В. Стаценко ознакомить мотолюбителей с форсировкой мотоцикла ИЖ-Планета. Метод, предлагаемый им, был разработан для серийных машин Ижевского машиностроительного завода. Отличается он тем, что моторесурс двигателя при этом способе не снижается, и работает он в самых благоприятных условиях.

 

Вы можете увеличить мощность двигателя мотоцикла ИЖ Планета с 13 до 18 л. с. Для этого надо несколько изменить поршень, головку цилиндра, цилиндр, карбюратор, воздухоочиститель и выпускные трубы, а кроме того, изготовить заново патрубок карбюратора и глушители.

 

Рис. 1.Лыски на головке поршня

 

На головке поршня, как показано на рис. 1, вырезают две лыски. К этой операции следует отнестись особо внимательно, так как от лысок зависит совершенство продувки. Делать их лучше на фрезерном станке. Правильность продувки можно проверить по отложению нагара на днище поршня. Для этого днище нужно зачистить и слегка отполировать мелкой шкуркой. Собрав после этого двигатель и дав ему поработать под нагрузкой 10 — 15 минут, снимите головку цилиндра — на днище поршня вы обнаружите следы нагара, которые должны располагаться так, как показано на рис. 2.

 

Рис. 2.Правильное отложение нагара на днище поршня: а — следы нагара

 

Для улучшения продувки цилиндра и условий сгорания смеси надо в серийной головке изменить форму камеры сжатия и место расположения свечи. В этом случае в места, отмеченные на рис. 3 двойной штриховкой, наплавьте алюминий при помощи газовой сварки и затем обработайте на токарном станке до размеров, указанных на рисунке. На обработанных поверхностях не должно быть раковин. Размеры камеры сгорания определяют такую же степень сжатия, как и с прежней головкой, то есть 6,5, что необходимо для бездетонационной работы двигателя на бензине А-66. Устанавливая головку на двигатель, проследите, чтобы наименьший зазор между ней и поршнем при положении поршня в верхней мертвой точке находился в пределах 0,5 — 0,7 мм. Оптимальное опережение зажигания при такой головке равно 3,5—3,7 мм до ВМТ.

 

 

Рис. 3.Головка цилиндра после изменения: а — места наплавки

 

Чтобы увеличить пропускную способность карбюратора, растачивают на токарном станке проходное сечение в его корпусе и во вставке (см. инструкцию по уходу и эксплуатации мотоцикла «ИЖ-Планета», рис. 10, позиции 37 и 42) с диаметра 25 мм до 27 мм. пропускную способность главного топливного жиклера следует увеличить до 265 см3/мин, рассверлив его отверстие сверлом диаметром 1,3 мм. Возможно, что холостые обороты двигателя будут слишком большими. Уменьшить их можно более глубоким опусканием дросселя в корпус. Для этого надо подпилить напильником два приливчика на вставке смесительной камеры.

 

 

Рис. 4.Впускное окно

 

Далее увеличьте пропускную способность впускного окна в цилиндре и патрубка карбюратора. Во впускном окне слесарным инструментом выбирают часть перемычки и увеличивают высоту» как показано на рис. 4.

 

Рис. 5.Патрубок карбюратора: 1 — вкладыш; 2 — патрубок

 

Экспериментально доказано, что прямоугольная форма окна хуже овальной, поэтому вместо серийного патрубка карбюратора нужно изготовить новый, показанный на рис. 5. Деталь 1 — вкладыш — вставляют в окно цилиндра. Она образует нужную форму окна и должна доходить до зеркала цилиндра, но не касаться поршня и колец. Изготовляются вкладыши из любого металла, но лучше из алюминии. Деталь 2 — патрубок — делают из стали, сваривая из трех частей — фланца, конусной и цилиндрической трубок.

При наиболее эффективном использовании колебаний газа и звукового давления в состоянии резонанса в системах впуска и выпуска (состоящих из патрубка, карбюратора, воздухофильтра и выпускной трубы с глушителем) можно существенно повысить мощность двигателя. В серийных системах эти явления не используются, и поэтому они не обеспечивают полной мощности.

 

Рис. 6.Воздухоочиститель

 

Для того чтобы улучшить работу воздухоочистителя, необходимо его переделать. Смысл переделки, как видно из рис. 6, заключается в том, что из корпуса вырезают или высверливают входную трубу и заменяют трубой большего диаметра, сваренной из листовой стали. Крепят трубу к фланцу алюминиевыми заклепками или винтами. Отверстия в решетках соответственно распиливают до наружного диаметра трубы. На выходном отверстии корпуса укрепляют винтом М5 отражательный козырек, изогнутый в верхней части в форме дуги. Он препятствует уносу масла из воздухоочистителя в двигатель, возникающему при повышении мощности двигателя выше 15 л. с. Унос масла вреден не только тем, что ухудшает пылеулавливающие свойства воздухоочистителя. Он резко повышает износ двигателя, так как вместе с маслом в него попадает задержанная воздухоочистителем пыль. Так что пренебрегать установкой козырька не следует.

 

 

Рис. 7.Глушитель: 1 — гайка; 2 — выпускная труба; 3 — гайка с уплотнителем; 4 — муфта; 5 — корпус глушителя; 6 — отражатель; 7 — винт М6×10; 8 — глушащий элемент; 9 — колпак; 10 — решетка

 

Улучшить работу серийного глушителя настолько трудно, что проще изготовить новый, как показано на рис. 7. Из серийного глушителя можно использовать только гайки 1 и 3, муфту 4 и выпускную трубу 2, которую при помощи сварки удлиняют на 115 мм; при этом сварочный шов внутри трубы следует загладить вровень со стенками. Корпус глушителя, состоящий из корпуса длиной 310 мм и цилиндра длиной 480 мм, сваривают из листовой стали марки 10 или 20 толщиной 0,8 — 1 мм. Внутри цилиндра помещают отражатель 6 и глушащий элемент 8 из стали 20. Чтобы облегчить удаление нагара, их крепят винтами. Закрывается глушитель колпаком 9 (из стали 20) и решеткой 10 (из стали 30) и закрепляется гайкой М6 на шпильке отражателя. Чертежи этих деталей приведены на рис. 8, 9, 10 и 11.

 

Рис. 8.Отражатель

 

Конструкция и размеры выпускной системы существенно влияют на мощность, поэтому отступление от чертежа может ухудшить мощностные и экономические показатели двигателя. Для новой выпускной системы необходимо также увеличить высоту выпускных окон на 1,5—2 мм — без этого она менее эффективна.

 

Рис. 9.Глушащий элемент

 

После всех переделок мощность и крутящий момент значительно повысятся на всех диапазонах рабочих оборотов. Максимальные значения мощности на опытных образцах увеличились с 13,7 л. с. до 19,2 л. с., а крутящего момента — с 2,4 кгм до 3,2 кгм. Часовой расход топлива повысится из-за увеличившейся мощности, но удельный расход на режиме максимальной мощности уменьшится с 370 г/л. с. час до 310 г/л. с. час. Это свидетельствует об улучшении процессов продувки цилиндра и сгорания рабочей смеси.

 

Рис. 10.Колпак глушителя

 

Для еще большего увеличения мощности в тех случаях, когда долговечность машины имеет второстепенное значение, можно довести степень сжатия до 8 — 9 и повысить обороты двигателя за счет расширения фаз газораспределения, увеличения проходного сечения в карбюраторе и во впускном патрубке. Это даст еще 3—4 л. с.

 

Рис. 11.Решетка глушителя

 

Следует, однако, предупредить, что повышения мощности можно достичь только при тщательном и точном выполнении всех работ и на исправном и малоизношенном двигателе.

К. СТАЦЕНКО, инженер, г. Серпухов

 

1966N01P14-15

Форсирование двигателя мотоцикла ИЖ ПЛАНЕТА 5

Форсирование двигателя мотоцикла ИЖ ПЛАНЕТА 5

Форсирование Иж Планета 5 или вообще любой планеты достаточно подробно освещено на нашем сайте. Не хочется заново перечислять все способы этой самой форсировки заново. Хотелось бы остановится на еще одном способе, как может быть осуществлена форсировка двигателя Иж Планета 5 . Турбонаддув для ИЖа и ресурс двигателя. Вопрос о возможности турбонаддува для двухтактных двигателей неоднократно поднимался в форумах. Однако всегда ответом были слова типа «невозможно», «бред», и т.п. Тем не менее, не так давно я прочитал про наддув у двухтактных довоенных (!) спортивных мотоциклов. Это и заставило меня задуматься еще раз над вопросами наддува, и связанными с ними проблемами ресурса двигателя. Итак, начнем. Для начала посчитаем производительность насоса, который бы производил наддув. Он должен быть как минимум в 1,2-1,5 производительнее поршневой системы самого двигателя, производительность которого несложно подсчитать. Для простоты подсчета возьмем рабочий объем равным 350 см3 ровно и к.п.д. равным 1 (на самом деле, эти величины несколько ниже), а число оборотов в минуту равным 5000. Итак, имеем 5000*350=1750000 см3/мин. Величина крайне нестандартная и неудобная для обращения. Переведем это в литры в минуту — 1см3=1000дм3, получаем 1750 л/мин. Весьма солидная цифра! Кстати, кому не лень, тот может подсчитать скорость движения воздуха в диффузоре карбюратора — она тоже впечатляет! Отсюда ясно, что о всякого рода электрических вентиляторах стоит забыть — чтобы получить подобную производительность (и не забывайте о давлении!) необходим двигатель не меньше киловатта, что потребует и генератора такой же мощности. Я, правда, не считал, а взял данные с… пылесосов. Если несколько и ошибся, то, по крайней мере, порядок цифр такой же. Единственно приемлемым решением является механический наддув, причем осуществить собственно турбонаддув представляется мне невозможным. Дело в том, что при турбонаддуве наддув производится турбиной, вращаемой выхлопными газами. Выпуск же двухтактного двигателя — вещь настолько тонкая, что лезть туда с турбинами имхо абсолютно не стОит! Остается наддув с приводом от коленвала. Частота вращения крыльчатки наддувного насоса (на самом деле это вентилятор, т.к. давление его невелико, но лучше называть его насосом) должна быть не менее 10000 об/мин (по аналогии с автомобильными). Достичь ее несложно при помощи всего лишь двух шкивов — передаточное отношение невелико. Так что проблема насоса сложна, но решаема.  Теперь рассмотрим возможность наддува именно на двухтактном двигателе с точки зрения работы системы впуска. Вопрос настолько деликатный, что большинство сразу же отметало его, даже не рассматривая всерьез. Однако давайте рассуждать логически. Что мы имеем «потактно»? Я несколько вольно взял такты работы двигателя, чтобы нагляднее показать процесс. 1. Сжатие. Разряжение в камере КШМ будет точно такое же, однако давление горючей смеси со стороны впускного окна будет выше за счет наддува, что приведет к помещению большего количества (в молях) смеси в камеру КШМ. Вроде как хорошо. 2. Рабочий ход. Поскольку в рабочей камере больше горючей смеси, это вызовет увеличение давления и, следовательно, увеличит момент двигателя. Гуд. 3. Выпуск. Без изменений. Почти… 4. Продувка и впуск. А вот тут беда. Находящаяся под большим давлением горючая смесь будет активно стремиться в выпускное окно, и без изменений в конструкции выпуска просто вылетит наружу. Не вся, конечно, но та «добавочная доза» — большей частью. Так что, правы были те, кто утверждали невозможность наддува в двухтактном двигателе? А как же тогда те довоенные мотоциклы? Ведь 5-я Планета их далекий потомок. И значит такой тюнинг двигателя Иж Планета 5 тоже возможен? Выход есть, причем не такой уж сложный. Точнее, выходов несколько. Во-первых, выпускной клапан — конструкция порядком подзабытая, но применявшаяся в свое время на спортивных мотоциклах. Во-вторых, выпускной резонатор с острой характеристикой. В данном случае он очень даже может помочь, создавая «подпор» горючей смеси в виде резонансной волны. В-третьих, золотниковый клапан. С помощью него можно создать несимметричные фазы работы двигателя, что позволит избежать прямого выброса. В-четвертых, инжекторный впрыск. Но о нем позже. Однако есть одна хитрость, о которой я не упомянул. Это карбюратор. Дело в том, что бензин в него в большинстве мотоциклов течет самотеком. Что будет, если подаваемый в него воздух будет иметь давление выше атмосферного? Не нарушится ли его работа? Нарушится, и почти наверняка настолько, что о нормальной работе двигателя говорить не придется. Опять тупик? Отнюдь, если использовать другие карбюраторы, куда бензин закачивается под насосом под давлением. Такие карбюраторы есть, и применяются в спортивных мотоциклах очень широко. Однако все эти проблемы, которые могли бы возникнуть при форсировании двигателя Иж Планета 5, очень просто решаются внедрением инжекторного впуска топлива. В самом деле, тогда можно смело изменять фазы выпуска, не боясь того, что это как-то скажется на впуске. Соответственно, уменьшаем фазу продувки настолько, чтобы туда только лишь попало необходимое количество воздуха, а дальше — дело впрыска. Не скажу, что это просто. Более того, это весьма и весьма сложно. Однако в последние несколько лет двухтактные впрысковые двигатели довольно активно продвигаются в автомобилестроении. Причем они имеют параметры, значительно превосходящие четырехтактные моторы! И по энергонасыщенности, и по токсичности. Хотя последнее мне не совсем ясно, но производители особенно напирают именно на высокую экологичность подобных двигателей по сравнению с четырехтактными и дизелями. Итак, выяснили, что наддув на двухтактном мотоциклетном двигателе Планеты 5 сложен, но возможен. А теперь рассмотрим смежную проблему… Что будет с ресурсом двигателя когда произойдет такая форсировка Иж Планета 5. Посмотрим же, к чему приведет форсировка двигателя. Ресурс будем измерять в моточасах и пройденных мотоциклом километрах — это разные вещи, т.к. более оборотистый двигатель пройдет большее количество километров при тех же моточасах (при правильной форсировке, разумеется). Во-первых, увеличение мощности неизбежно приведет к повышенному нагреву цилиндра и поршня. В принципе, ничего особенно страшного в этом нет, если учесть, что поршневая группа хорошего качества. Если избегать перегрева, то на ресурсе двигателя (в моточасах) это практически не скажется. Во-вторых, большие обороты приведут и к большему износу поршневой группы. Это скажется на ресурсе в моточасах, и незначительно — на ресурсе в километрах пробега. В-третьих, более высокие обороты и момент вызовут большую нагрузку на КШМ. Это самое неприятное, так как значительно уменьшит ресурс и в моточасах, и в километрах пробега. Методы борьбы с этим злом известны — качественное масло, отсутствие люфтов в подшипниках шатуна, хорошее техническое состояние самих этих подшипников. В данном случае очень даже не повредит и твердая смазка поршня, т.к. усилится трение боковой стенки поршня о зеркало цилиндра в середине и конце рабочего хода, (газы давят на дно поршня вниз, но шатун расположен невертикально и прижимает поршень вбок). Не помешают и подшипники с посеребренными сепараторами (у них ниже трение), а в верхнем подшипнике шатуна можно использовать втулку из специальных бронз. Нагрузка на верхний роликовый подшипник шатуна может оказаться выше критической, и его следует признать наиболее нагруженным и наименее надежным элементом. Причем — всего двигателя. Работающий в условиях недостаточной смазки, высоких усилий со стороны поршня и некруговой (в отличие от нижнего подшипника шатуна) работой, он явно выйдет из строя быстрее при малейших дефектах производства или сборки. Единственный выход — улучшить его смазку за счет стекающего по поршню масла.  В-четвертых, коленвал и моторная цепь. Нагрузки здесь не следует считать более высокими, чем при движении по пересеченной местности с нагруженной коляской. Более высокие обороты здесь практически не скажутся при правильной балансировке коленвала. Опасны лишь рывки при провисании моторной цепи. Значит, надо внимательнее к ней относиться и вовремя менять. То же самое относится и к коробке передач, и к колесной цепи. Вряд ли даже есть необходимость в специальном масле для коробки передач — поднять обороты двигателя, а, следовательно, и валов КПП даже вдвое — просто нереально! Стало быть, ресурс этих узлов можно считать независящим от форсировки двигателя. Я даже не советую покупать дорогую колесную цепь (типа o-ring или x-ring). При ценах на порядок выше простой цепи имеет смысл ее простая ежегодная замена. Исключение — открытая цепь и песчаная местность. И то — при больших пробегах. А уж при работе в кожухе, да еще со смазкой… И в-пятых, сцепление. Вот ему, в самом деле, приходится тяжко. Хотя в нормальных условиях ижевское сцепление работает очень даже хорошо (все жалобы о его плохой работе можно отнести разве что к низкому мастерству ремонтников), но при повышенных оборотах и нагрузке ему придется непросто. Риск «сжечь» диски значительно увеличивается, к тому же ведь форсируют двигатель не просто так — более агрессивный стиль вождения при этом подразумевается сам собой! Вывод — больное место. Выход — более качественные контроль целостности текстолитовых дисков и отсутствие коробления металлических (последнее — вечная беда «гонщиков» и горе-ремонтников). Я бы даже посоветовал уменьшить количество дисков на один за счет утолщения металлических дисков. При более сильном закручивании пружин проскальзывания не будет (хотя и выжимать сцепление будет сложнее), а вот коробление от перегрева уменьшится. Ставить пробковые диски не рекомендуется! При лучшем, чем текстолитовые, сцеплении с металлом, они значительно легче поддаются сжиганию. А после этого их только менять… Да и стоят они недешево. Я пробовал их ставить на «ПС». Первоначальные восторги сменились огорчением от зря потраченных денег. Есть довольно трудоемкий, но очень неплохой выход. Ведущие диски изготавливаются из двухмиллиметрового железа. Затем по окружности в них сверлятся отверстия нужного диаметра. Такого же диаметра вытачиваются маленькие цилиндрики высотой с «родной» диск сцепления, и вставляются в эти отверстия. Диски проще всего обрабатывать пачкой, стянув ее болтами или шпильками, а текстолит точить на токарном станке из текстолитовых палочек (применяются в электротехнике). Диаметральный размер лучше оставить такой, какой он есть, а резцом только отрезать их нужной высоты. Потом их надо торцевать и подобрать одинаковой толщины на каждый диск. При мне их точил один мой знакомый. Убил он на это дело около недели, зато с тех пор (а прошло лет 10) не знает проблем со сцеплением! А ездюк он еще тот! За это время только коленвалов поменял две штуки — это на «Планете»! Причина проста — металлические диски не обламываются и обеспечивают лучшую теплоотдачу. Подытоживая все вышесказанное, можно лишь заметить: ничего невозможного нет! Все бредовые идеи становятся передовыми после того, когда какой-то сумасшедший внедряет их в жизнь. А уж форсировка ИЖ Планета 5, будь то наддув или другой способ — дело более чем реальное!

Что надо знать про мотор ИЖ-П5 мотоцикла ИЖ Планета 5|Слабый мотор

Почему перестали выпускать в России мотоцикл «ИЖ Планета»? Как ни странно, Ковровский машиностроительный завод имени Дектярева (ЗИД), а также бывший советский, ныне белорусский Минский мотоциклетный завод и по настоящее время поставляют на рынок свои мотоциклы. Что касается Ижевского машиностроительного завода выпускающего мотоциклы ИЖ (Планета, Планета-Спорт, Юпитер), то последняя серийная партия мотоциклов была выпущена в 2008 году, тогда в связи с трудностями возникшими из-за экономического кризиса производство мотоциклов ИЖ было свернуто. А жаль, ведь можно было и со стороны государства помощь заводу оказать. У Ижмаша на тот момент в работе было множество опытных конструкторских разработок перспективных мотоциклов, как с двухтактными двигателями, так и с четырехтактными. Очень много у меня позитивных воспоминаний связанных с мотоциклами ИЖ «Планета-3» и «Планета-5«.

 

Любая модель мотоцикла начиная с Планеты-2 по проходимости задавала форы Юпитерам, старым или новым не важно. Он разве, что не плавал, на нём хоть в тайгу или в лес, на рыбалку или охоту.  Очень надежная «рабочая лошадка» имеющий тягу как у трактора и чего только на нем мы с отцом не перевозили. Купили его в 1989 г и по настоящее время отец ездит на нем, а выглядит он как новый и радует сердце исправной работой. Мотоциклы Планета, даже самые старые его модели и сейчас продолжают исправно и надежно служить своим хозяевам, несмотря на остановку производства на рынке нет проблем с запасными частями для ремонта, а запасу ремонтопригодности нет предела. В этой статье рассмотрим силовой агрегат ИЖ-П5 мотоцикла «ИЖ Планета 5», а если точнее его техническую характеристику, слабые места и недостатки. Силовой агрегат Иж-П5 отличается от ИЖ-П4 20 л.с. предыдущей модели мотоцикла «ИЖ Планеты-4» увеличенной на 2 л.с. мощностью, большей степенью сжатия и головкой двигателя, у 4-ой модели она под две выхлопные трубы, у 5-ой под одну. Коробки передач различаются по количеству зубьев на шестернях, соответственно и передаточными отношениями. Коробки передач взаимозаменяемые.

Характеристика мотора ИЖ-П5

Тип двигателяОдноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, воздушного охлаждения.
Рабочий объем , см3346
Максимальная мощность , л. с.22 (20,9…23,1 при 4850±10 % об/мин
Диаметр цилиндра, мм72
Ход поршня, мм85
Степень сжатия8,2-8,7
Система смазки цилиндро-поршневой группысмесь топлива с маслом. На более поздних моделях мотоцикла применена подача масла масляным насосом, дозирующим подачу масла от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя в соотношениях 1/25-1/100 к подаче бензина. Заправочная ёмкость картера двигателя мотоцикла Иж П-5-01 — 0,7 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или их зарубежные аналоги.
КарбюраторК-65И (в более ранних — К-62И)
Применяемое топливоавтомобильный бензин с октановым числом не менее 76. При совместной системе смазки применяется бензин в смеси с моторными маслами М-8В, М-10В, авиационным маслом МС-20 в соотношении 25:1, или смесь бензина с маслом для двухтактных двигателей МГД-14М (или его зарубежные аналоги) в соотношении 50:1.
Емкость бензобака18 л.
Воздушный фильтрконтактно-масляный
Заправочная ёмкость масла в воздушном фильтре0,15 л моторного масла
ГенераторГенератор — трёхфазная электрическая машина с электромашинным возбуждением и электронным выпрямителем-стабилизатором напряжения БПВ-14-10 (БПВ-21-15), мощностью первоначально 100, затем 140 Вт, или однофазный генератор с возбуждением от постоянных магнитов и электронным регулятором РНМ-1, мощностью 90 Вт.
Зажиганиебатарейное контактное конденсаторное, на более поздних моделях электронное бесконтактное, с автоматическим регулированием опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала и независимое от аккумуляторной батареи.
Свеча зажиганияА23В (или зарубежные аналоги)
Аккумуляторная батареясвинцовая кислотная, тип 6МТС-9, 12 вольт 9 А.ч
Трансмиссия
Передача от двигателя на сцеплениецепью приводной втулочной двухрядной (усиленной) в масляной ванне
Сцеплениемногодисковое в масляной ванне
Заправочная ёмкость картера коробки передач1,0 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20 или их зарубежные аналоги.
Коробка передачтрёхвальная четырёхступенчатая в одном блоке с двигателем и ножным переключением передач.
Передача от коробки передач на заднее колесозакрытой втулочной однорядной цепью
Передаточное число от двигателя на сцепление2,17
Передаточное число от коробки передач на заднее колесо2,33
Передаточные числа коробки передач на передачах:
I3,88
II2,01
III1,26
IV1,0

Слабые места двигателя ИЖ-П5

  • Воздушный фильтр;
  • Цилиндро-поршневая группа;
  • Коробка передач.

Более подробно о слабых местах силового агрегата ИЖ-П5…

Воздушный фильтр. Для предотвращения попадания пыли в двигатель требуется частая промывка и промасливание фильтрующего элемента. Установка бумажного фильтра позволила бы сократить время на обслуживании двигателя при ТО и улучшила бы качество очистки воздуха подающего в карбюратор.

ЦПГ изнашивается через 20 000-25 000 км по причине отсутствия водяного охлаждения.

Коробка передач. С годами вследствие выработки происходит самовыключение передач и регулировка проблему не устраняет. В этом случае необходима переборка КПП с заменой выработанных деталей.

Недостатки двигателя ИЖ-П5

  • Громкий в работе;
  • Повышенная вибрация;
  • С глушителя брызгает масло;
  • Долгий разгон;
  • Большой расход топлива;
  • Малый ресурс;
  • Сильная отдача от кикстартера.

Громкая работа негативно воздействует на окружающих людей (мешает отдыхать), что вызывает по отношению к мотоциклисту соответствующие реакции.

Повышенная вибрация двигателя предается всему мотоциклу, особенно чувствуется вибрация руками на руле.

С глушителя брызгает масло, которое при движении попадает на спину водителя или пассажира. Этот минус устраняется монтажом поварешки из нержавейки, соответствующего диаметра на торец выхлопной трубы. У поварешки заранее должен быть вырезан сектор, который при монтировании винтами должен находиться в нижней части. Эта доработка исключит попадание масла на спину, а выхлоп будет направлен вниз.

Долгий разгон. Более длительный разгон у Планеты 5 с коляской.
Повышенная длительность при разгоне особенно заметна на мотоцикле с коляской.

Большой расход топлива. Двигатель по расходу топлива не экономичный и причина прежде всего в конструкции двухтактного двигателя.

Ресурс ограничен интервалом 20-25 тыс. км

Сильная отдача от кикстартера. Чтобы исключить удары кикстартером по ноге не сопровождайте ногой кикстартер при его возвращении в исходное положение. Воздействие на кикстартер при заводке мотора должно быть резким и сильным.

Вывод.

Двигатель надежный и простой, ломается редко. Ремонтируется легко. Его производство остановлено, но проблем с запасными частями нет. Цилиндр не одноразовый, ремонтируется расточкой или заменой гильз с установкой ремонтных поршней в сборе (под ремонтные размеры цилиндров). Движок не для спортивных гонок, но для хозяйства в сельской местности и для выезда на природу ему нет цены, он хорош.

PS. Уважаемые мотоциклисты «Планетоводы»! Вы можете задать вопрос или добавить отзывы и информацию по слабым местами недостаткам мотора ИЖ-П5 в комментарии.

Похожие записи:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о