Пожар в монбланском тоннеле: Пожар в Монбланском тоннеле — Википедия – Пожар в тоннеле Монблан

Содержание

Пожар в Монбланском тоннеле — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пожар в Монбланском тоннеле
Тип Пожар
Причина Возгорание грузовика, ошибки операторов
Страна Флаг Франции Франция — Флаг Италии Италия
Место Монбланский тоннель
Дата 24 марта 1999 года
Время 10:53
Погибших 39
Пострадавших 10

Пожар в Монбланском тоннеле — катастрофа, произошедшая 24 марта 1999 года. В результате пожара, длившегося 53 часа, погибло 39 человек (один из них — пожарный), 10 серьёзно пострадали, а автомобильный тоннель был сильно повреждён и закрыт на реконструкцию.

Монбланский тоннель протяжённостью 11,6 километра проложен под горой Монблан и соединяет Францию и Италию. Строительство длилось с 1957 по 1965 год. С момента ввода в эксплуатацию тоннель стал важнейшим путепроводом в Альпах, значительно сократив время переезда из Франции в Италию и наоборот. Ежедневно через него проезжает более 5 тысяч транспортных средств.

24 марта 1999 года в 10:46 со стороны Франции в тоннель въехал бельгийский 40-тонный грузовик, гружёный 9 тоннами маргарина и 12 тоннами муки. Когда он двигался по тоннелю с обычной скоростью в 60 км/ч, из-под кабины начал выходить белый дым. В 10:52 из-за понижения видимости включилась пожарная тревога на французской стороне. Однако операторы не видели возгорание, поэтому не закрыли доступ в тоннель, и с обоих концов продолжали въезжать автомобили. Водитель горящего грузовика заметил дым, выбивающийся из-под кузова, но продолжал движение в надежде успеть выехать из тоннеля на итальянской стороне. Но дым усиливался, и в 10:53 водитель остановил грузовик. В это время грузовик успел проехать 6 километров и остановился в середине тоннеля. Водитель хотел достать огнетушитель из кабины, но в этот момент произошла вспышка, и кабину охватил огонь. Водитель тут же оставил грузовик и побежал в сторону итальянского въезда. В это же время за горящим грузовиком образовывалась большая автомобильная пробка. Огонь стремительно усиливался, давая огромное количество густого чёрного дыма. За считанные минуты дым охватил все автомобили, застрявшие в пробке позади грузовика. Один из автомобилистов позвонил на итальянский контрольный пункт из пожарного укрытия, расположенного в 300 метрах от пылающего грузовика. В 10:55 французская сторона перекрыла въезд в тоннель, через минуту закрыли и итальянский въезд.

Из-за редких погодных условий воздушные массы в тоннеле гнали дым в сторону Франции, а в итальянскую сторону дым распространялся гораздо медленнее. Из-за этого автомобили в итальянской стороне смогли развернуться и уехать назад. Оператор на контрольном пункте Италии, увидев уезжающие машины, включил подачу воздуха в сторону Франции, но это лишь усилило распространение огня и дыма во французскую сторону. Уже через 4 минуты после начала пожара дым продвинулся на 500 метров в сторону Франции. В 10:57 на французской стороне по тревоге была поднята спасательная пожарная команда. Через минуту 4 спасателя уже были в тоннеле, но низкая видимость не позволяла им найти застрявших в пробке людей. Тем временем многие автомобилисты пытались развернуться и уехать назад, но густой дым глушил двигатели машин, а многие люди теряли сознание от удушья. В 11:00 из Шамони прибыла дополнительная пожарная бригада. Но дым в тоннеле уже был настолько густой, что спасатели были вынуждены покинуть пожарный автомобиль и укрыться в ближайшем пожарном убежище. В это же время в тоннель вошли итальянские спасатели-добровольцы с другой стороны, но огонь, охвативший уже и застрявшие автомобили, заставил отступить и их. По пути назад итальянские спасатели вывели из тоннеля оставшихся людей с итальянской стороны. В 11:11 с итальянской стороны в тоннель въехали итальянские пожарные. Но из-за катастрофического масштаба пожара им тоже пришлось покинуть автомобиль и укрыться в убежище № 24. Через некоторое время они получили приказ найти французских спасателей. Из-за нулевой видимости они не смогли этого сделать и через 10 минут вернулись в укрытие.

Тюремный срок за нарушение эксплуатации получил начальник службы безопасности тоннеля Жерар Ронколи — 6 месяцев тюрьмы плюс 24 условно, мэр Шамони Мишель Шарле получил условное наказание и штраф[1].

Пожар в тоннеле Монблан

В Альпах 24 марта 1999 года начался пожар в тоннеле Монблан, который длился 53 часа. Последствия – 39 погибших (один из них – пожарный), 36 сгоревших автомобилей (два из них – пожарные), значительные повреждения внутренних подземных сооружений. Пожар поставил целый комплекс проблем обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации этого одного из крупнейших тоннелей Европы. Действия огнеборцев непосредственно в тоннеле, конечно же, были направлены в первую очередь на эвакуацию людей и автомобилей, что отчасти им и удалось. Однако тоннель превратился при этом в настоящую огненную западню и для них самих…

Монбланский тоннель

Схема туннеля МонбланСхема туннеля Монблан
Схема туннеля Монблан Туннель Монблан (разрез)Туннель Монблан (разрез) Туннель Монблан (разрез)

Монбланский тоннель (11,6 км) является одной из важнейших артерий пассажиро- и грузооборота в существующей европейской оси движения «Север-Юг». Франции принадлежат 7,64 км его штрека, Италии – 3,96 км. Функционирование тоннеля обеспечивается силами двух специально созданных обществ (АТМБ – во Франции и СИТМБ – в Италии), контроль за соблюдением мер безопасности также осуществляет смешанная комиссия, вносящая для упомянутых обществ свои концепции обеспечения безопасности, ведения разведки и оценки степени опасности под землей. Тоннель до своей середины имеет рампообразную форму, наивысшая высота проезжей части – 1395,5м над уровнем моря. При общей ширине 8,6 м и высоте 4,5-6м ширина его проезжей части – 7 м, при этом предусмотрены боковые пути эвакуации шириной 0,8 м. Поперечно проезжей части на обеих сторонах через 300 м расположены так называемые «поворотные штольни» (галереи). Каждая вторая из них была еще восемь лет назад оборудована одним помещением-укрытием, где имеются автономные устройства подачи и удаления воздуха и аварийного освещения, техника связи. Люди могут находиться здесь в полной безопасности по меньшей мере два часа.

В тоннеле имеются также расположенные через 100 м «помещения безопасности» (без устройств вентиляции, но с телефонами экстренной связи и двумя огнетушителями в каждом), через 150 м устроены ниши с подсоединенными к сети гидрантами. Под проезжей частью проходят каналы подачи и удаления воздуха. Подача его осуществляется автономно и симметрично с двух сторон тоннеля, четыре воздухопровода поделены настолько же систем подачи. Системы вентиляции были модифицированы еще двадцать лет назад, и обе они с двух сторон обеспечивают максимальную подачу воздуха 900 м

3/с и удаление 300 м3/с. Устройства для удаления дыма поделены на участки в 1450 м, где имеется от 2 до 4 отверстий (производительность около 150 м3/с). При возрастающей концентрации дыма к его удалению подключаются и соседние участки. Известно, что еще в 1997 году на участке тоннеля, обслуживаемом СИТМБ, была установлена такая же вентиляционная техника, однако к началу пожара она могла функционировать далеко не полностью. Последние же французские нормативы предусматривали для тоннеля мощность вытяжки в 80 м3/с на километр. Таким образом, для каждого имеющегося здесь участка в 1450 м суммарная мощность вытяжки составила бы 460 м
3
/с. Однако такое переустройство не было осуществлено из-за сложных геологических структур центральных отрезков тоннеля.

При описываемом пожаре связь геодезических условий (въезд-портал на стороне Франции-1274 м, а Италии-1381 м над уровнем моря), с давлением воздуха в пространстве тоннеля и расположением воздушно-технических устройств обуславливали быстрое распространение дымовых масс в направлении Франции и относительно небольшое – Италии. Точную скорость их движения определить было затруднительно, однако она была такова, что 34 погибших от удушья так и не смогли успеть достаточно быстро покинуть автомобили и были накрыты плотным дымом. В одном из сообщений указывалось, что после пожарной тревоги на французской стороне тоннеля действовали в полном объеме три из четырех групп оборудования, а последняя работала на 75 % мощности. На итальянском участке тоннеля подача свежего воздуха была максимальной.

Схема пожара в туннеле МонбланСхема пожара в туннеле МонбланВ тоннеле имелись и различные сигнальные устройства, которые, однако, не были единой системой. Так, девять оптико-световых детекторов в точках 14 и 18 (см. схему) в 10 часов 52 минут 24 марта зафиксировали сильное изменение оптических параметров. Заметим, что на французской части тоннеля были расположены на расстоянии 8 м друг от друга дифференциальные извещатели максимальной температуры, также отреагировавшие на пожар. На итальянской стороне находились пожарные извещатели расширительного типа, включавшие мембранный выключатель, однако из-за различных неполадок к моменту пожара действовавшие не в полной мере.

Пожар в тоннеле

…Среда, 24 марта 1999 года грузовой автомобиль из Бельгии, загруженный мукой и маргарином, в 10 часов 46 минут миновал французский таможенный пост у въезда в тоннель в направлении Италии. На этот момент персонал службы безопасности АТМБ никакой информацией об отклонениях от обычной обстановки в тоннеле не располагал. Далее события развивались так.

Тоннель Монблан на французской стороне

В 10 часов 52 минуты один из детекторов известил о значительном отклонении оптических параметров атмосферы на участках 14 и 18.

В 10 часов 53 минуты бельгийский грузовик остановился в 100 метрах от участка 21 (6,2 км). Как стало известно позже, водитель шедшей навстречу машины, заметив дым внизу кабины, подал световые сигналы.

В 10 часов 55 минут французский таможенный пост на въезде перекрыл движение, минутой позже это же сделали и на итальянском въезде, и приступили к выводу уже въехавших в тоннель автомобилей.

В 10 часов 57 минут сработала кнопка подачи пожарной тревоги в точке 21, люди внутри тоннеля попытались использовать огнетушители. В это же время легкий пожарный автомобиль АТМБ с экипажем из 4 человек выехал в тоннель для проведения разведки.

В 10 часов 58 минут во французский центр руководства АТМБ поступило сообщение о горящем бельгийском грузовике. Еще через минуту в тоннель направились автомобиль спасательного снаряжения и первой медпомощи АТМБ с экипажем из двух человек.

11 часов. По объявленной тревоге первой степени к тоннелю прибыли командный автомобиль, машины ГДЗС и два автонасоса пожарной охраны г. Шамони.

В 11 часов 2 минуту один автонасос с экипажем из 7 человек возвращен к входу в тоннель. Тем временем второй автонасос и автомобиль первой помощи АТМБ находились в 1 км от предполагаемого места пожара, однако дальнейшее их продвижение стало невозможным из-за плотной стены дыма. Об этом было сообщено руководству Центра безопасности АТМБ, который и приказал экипажам укрыться в защитном помещении в точке 17 (5,1 км). Тем не менее, в 11 часов 10 минут легкий пожарный насос продолжил движение вглубь, руководствуясь имевшимися до этого распоряжениями, причем контакт командира машины с Центром безопасности АТМБ уже был нарушен.

В 11часов 11 минут на шестерых пожарных в автонасосе было только четыре аппарата защиты органов дыхания, машина доехала почти до точки 12 и за 100 м от нее (3,7 км) остановилась. После предпринятой неудачной попытки разворота экипаж был вынужден укрыться в пожарозащитной нише точки 12 (как оказалось, далеко не обладавшей достаточной степенью защиты людей в данной ситуации). Это в итоге и привело к тяжелой интоксикации дымовыми газами двух членов экипажа – командира и машиниста насоса.

В 11 часов 20 минут телефон экстренного вызова вышел из строя. Люди, запертые в «нише безопасности», привели в действие находившийся здесь кнопочный извещатель, что позволило на поверхности определить точку их нахождения. Прибывший командир пожарной охраны г. Шамони решил послать для спасения коллег в тоннеле дополнительно профессиональных пожарных.

11 часов 32 минуты. Второй автонасос с экипажем из 5 человек был направлен для спасения товарищей к точке 12. Их техническая оснащенность, в том числе и большим запасом баллонов со сжатым воздухом, позволяла это сделать, однако уже в точке 5 машина также попала в плотную пелену дыма. Поэтому, оставив двоих огнеборцев в защитном помещении, трое попробовали продвинуться дальше. К этому времени ситуация была такова: в защитных помещениях точек 17 и 12 оказались отрезанными двенадцать огнеборцев АТМБ и пожарной охраны г. Шамони. Горел один пожарный автомобиль.

На 12 часов 55 минут в помещении безопасности точки 24 были блокированы итальянские огнеборцы. Пожарные АТМБ и г. Шамони пытались через каналы подачи и удаления воздуха под проезжей частью тоннеля достичь места нахождения своих коллег, однако ввиду высокой температуры уже спустя короткое время были вынуждены отступить – и в воздушные каналы проникла масса дыма. Позже все же удалось эвакуировать тяжело отравленных газами пожарных и оказать им медицинскую помощь. Обнаруженные в бессознательном состоянии огнеборцы лежали головами вниз (пытаясь хотя бы под куртками защититься от удушливых, раскаленных газов). Операция по спасению продолжалась приблизительно до 16 часов, когда все находившиеся в точках с 12 по 5 были спасены. 14 из них были отправлены в местные больницы, двое — в барокамере экстренно вертолетом доставлены в г. Лион. Однако один из огнеборцев в 16 часов 40 минут скончался.

В 18 часов 35 минут экипаж автонасоса пожарной охраны департамента Верхний Савой предпринял рискованную попытку – выехав на помощь шести пожарным АТМБ к защитному помещению в точке 17 (5,1 км), сумел вывезти их из тоннеля. Однако поднятые еще в 13 часов 35 минут по тревоге основные силы пожарных Верхнего Савоя не были использованы ввиду крайней рискованности возможных действий в пространствах тоннеля.

Тоннель Монблан на итальянской стороне

10 часов 54 минуты – в СИТМБ установлено наличие дыма в области обслуживаемого участка, через 2 минуты въезд в тоннель с итальянской стороны прекращен. Любопытно, что находившийся на тот момент тут сотрудник французского АТМБ въехал в одиночку в тоннель на мотоцикле и, обнаружив находящихся там людей, направил их к выходу, и далее, надев аппарат защиты органовдыхания, проехал до горящего бельгийского грузовика, обнаружив там также и другие горевшие автомобили, кабели и осветительные приборы. Вернувшись назад и доложив обстановку, он вместе с сотрудниками СИТМБ вновь двинулся в тоннель и попытался спасти находящихся там людей.

В 10 часов 55 минут по тревоге была поднята пожарная охрана г. Курмайо, и в 11 часов 5 минут автомобиль с 3 огнеборцами уже был в тоннеле, однако никаких официальных протоколов ведения радиотелефонных разговоров об этом факте не имеется. Тем не менее в 11 часов 45 минут экипаж этого пожарного автомобиля в точке 22 (6,6 км), столкнувшись с плотной пеленой дыма, покинул машину и укрылся в защитном помещении в точке 24 (7,2 км). Только около 15 часов эти люди смогли отсюда проникнуть в расположенные под проезжей частью каналы подачи и удаления воздуха и оказаться в относительной безопасности. Не пострадал и их пожарный автомобиль. Другая группа итальянских пожарных, добравшись до стены плотного дыма, пыталась проникнуть в такие же каналы между точками 21 и 22 (около 6,4 км), но из-за высоких температур не смогла этого сделать – они искали людей, которых еще можно было спасти. Позже в защитном помещении в точке 20 (6,0 км) был найден труп.

Последствия пожара

После пожара тоннель восстанавливали почти 3 года. Все это время он был закрыт. Бетонные своды на участке около 900 метров глубоко растрескались, однако скальные породы не обнажились. Кроме того, на участке протяженностью 1 км обнаружены протекания поверхностей свода тоннеля. На участке пожара сильно пострадали также и защитные помещения и ниши безопасности. В то же время сеть водоподающих устройств нисколько не пострадала и была использована для работ по дотушиванию пространства и охлаждению конструкций тоннеля. Заметим, что на конечной стадии пожаротушения здесь применялись два специальных агрегата «Промизатер», использовавшиеся в департаменте Буш дю Рон для борьбы с лесными пожарами – устройства, работающие по типу известной «снеговой пушки» и на расстояние 100 м подающие при помощи турбодвигателей от 250 до 700 л мелкораспыленной воды в минуту.

Всего на ремонт тоннеля было потрачено 400 млн. €, в ходе ремонта было установлено 120 видеокамер, 3680 тепловых датчиков, 37 эвакуационных выходов и станция первой помощи в центре тоннеля.

Открытие тоннеля состоялось 5 марта 2002 года.

За 35 лет эксплуатации в тоннеле было 15 пожаров автомобилей, однако при сравнительно локальных участках горения все они могли быть подавлены в сравнительно короткие сроки благодаря имевшимся устройствам сигнализации и обеспечения безопасности. При данном же пожаре уровень эффективности систем безопасности тоннеля Монблан оказался, по-видимому, недостаточным. Сказались и такие факторы, как быстрое распространение огня и дымовых газов. Безусловно, любую экстремальную ситуацию здесь в немалой степени осложняет и то, что, в частности, граница между зоной ответственности концессионеров – АТМБ и СИТМБ в середине тоннеля – не совпадает с реальной границей между двумя государствами, осложняется таким образом их территориальная и юридическая (в тоннеле) компетенция, в том числе при выполнении комплексов организационных и технических мероприятии, предпринимаемых совместно с местными органами власти. Пожар показал, что в протяженных многокилометровых тоннельных сооружениях быстрые и эффективные ввод и использование сил и средств пожарной охраны пока еще – крайне затруднительны. Особо важна для успеха в этом, конечно, и роль тоннелепользователей – как в техническом, так и в организационном плане. Безусловно, создание реальной безопасности для людей и транспортных средств – в первую очередь их задача.

Монбланский тоннель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тоннель Монблан
фр. Tunnel du Mont-Blanc, итал. Traforo del Monte Bianco
Chamonix - Mont Blanc Tunnel Entrance.jpg
Въезд в тоннель в Шамони (Франция)
Область применения автомобильный
Пролегает под г.Монблан
Место Флаг Франции Франция — Флаг Италии Италия
Тип Одногалерейный, глубокого заложения
Общая длина 11611 м
Диаметр тоннеля 8,6 м
Дата открытия 1965, 2002 (после восстановления)
Дата закрытия 1999 (после пожара)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Монбла́нский тонне́ль (фр. Tunnel du Mont-Blanc, итал. Traforo del Monte Bianco) — автомобильный тоннель, проложенный под горой Монблан между Шамони-Мон-Блан (Франция) и Курмайором (Италия).

Длина тоннеля — 11611 м, ширина — 8,6 м, высота 4,35 м. Большая часть находится во Франции — 7644 м, в Италии — 3967 м. Тоннель состоит из одной галереи, движение осуществляется по одной полосе шириной 3,5 м в каждую сторону. Имеет профиль в виде несимметричной буквы Λ для облегчения слива воды. Высота портала на французской стороне 1274 м над уровнем моря у подножия ледника Bossons, на итальянской — 1381 м у подножия ледника Brenva, максимальная высота тоннеля 1395 м. Максимальная толщина горной породы над тоннелем 2480 м.

Строительство началось в 1957 году, а закончилось лишь в 1965 году. На работах было израсходовано около 37 млн кВт·ч энергии, более 700 тонн взрывчатки и 2,7 млн литров горючего. На строительство ушло 4,6 млн человеко-часов и потрачено 771240 болтов.

Тоннель с момента ввода в эксплуатацию стал одним из важнейших путей в Альпах. По дороге из Франции в Турин экономится около 50 км, а в Милан — около 100 км. Ежедневно тоннель пропускает более 5000 транспортных средств. Пешеходы могут пересечь тоннель на автобусе. Тоннель платный.

24 марта 1999 года в тоннеле произошёл пожар, бушевавший 53 часа, пока в тоннеле не сгорело всё, что могло гореть. Жертвами огня оказались 39 человек, 10 спаслись. Тюремный срок за нарушение эксплуатации получил начальник службы безопасности тоннеля Жерар Ронколи — 6 месяцев тюрьмы плюс 24 условно, мэр Шамони Мишель Шарле получил условное наказание и штраф.[1] После пожара тоннель был закрыт почти 3 года. На ремонт было потрачено 400 млн евро, в ходе ремонта было установлено 120 камер видеонаблюдения, 3680 тепловых датчиков, 37 эвакуационных выходов и станция первой помощи в центре тоннеля.

Повторное открытие движения состоялось 5 марта 2002 года.

  • Если автомобиль работает на сжиженном газе, необходимо сообщить об этом персоналу тоннеля
  • Разрешённая скорость — не менее 50 и не более 70 км/ч
  • Минимальная дистанция движения между автомобилями — не менее двух синих маяков (150 м)
  • Минимальная дистанция при остановке между автомобилями — не менее 100 м
  • В тоннеле требуется настроиться на радио 103.3 МГц или 107.7 МГц (служебное радио тоннеля)
  • Не разрешено въезжать в тоннель на неисправном транспорте (эвакуация за счёт водителя и очень дорогая)
  • Запрещается остановка в тоннеле без видимой причины

С 1 января 2014 г. стоимость проезда через тоннель следующая:

При въезде с французской стороны (включая НДС 20%):

Тип ТС В одну сторону Туда и обратно На 10 поездок На 20 поездок На 1 месяц
Мотоциклы 28.00 € 35.20 € 88.00 € 123.30 € 211.50 €
ТС с высотой менее 2 м 42.40 € 52.90 € 132.20 € 185.10 € 211.50 €
ТС c высотой от 2 до 3 м 56.10 € 70.50 € 176.20 € 246.70 €
Автобусы с 2 осями
и высотой более 3 м
153.90 € 239.50 €
Грузовики с 2 осями
и высотой более 3 м
153.90 € 239.50 €
Автобусы с 3 и более осями
и высотой более 3 м
309.20 € 485.80 €
Грузовики с 3 и более осями
и высотой более 3 м
309.20 € 485.80 €
Автопоезда 324.20 €
Негабаритные автопоезда 852.20 €

При въезде с итальянской стороны (включая НДС 22%):

Тип ТС В одну сторону Туда и обратно На 10 поездок На 20 поездок На 1 месяц
Мотоциклы 28.50 € 35.80 € 89.50 € 125.30 € 215.10 €
ТС с высотой менее 2 м 43.10 € 53.80 € 134.40 € 188.20 € 215.10 €
ТС c высотой от 2 до 3 м 57.00 € 71.70 € 179.20 € 250.90 €
Автобусы с 2 осями
и высотой более 3 м
156.50 € 243.50 €
Грузовики с 2 осями
и высотой более 3 м
156.50 € 243.50 €
Автобусы с 3 и более осями
и высотой более 3 м
314.40 € 493.80 €
Грузовики с 3 и более осями
и высотой более 3 м
314.40 € 493.80 €
Автопоезда 329.40 €
Негабаритные автопоезда 866.40 €

как загоревшийся грузовик убил 39 человек в горном тоннеле

Утром 24 марта 1999 года в тоннель под Монбланом въехал грузовик с маргарином и мукой в кузове. Спустя несколько минут у него загорелся двигатель — обычное происшествие, которое тем не менее привело к настоящей трагедии. Итогом цепочки совпадений, среди которых были и погодные явления, и действия экстренных служб, и ошибки при проектировании сложнейшего инженерного сооружения, стала гибель почти четырех десятков человек. Мы продолжаем европейский цикл, организованный при содействии xistore.by, рассказом о катастрофе, случившейся восемнадцать лет назад под высочайшей горой Западной Европы.

1946 год, Европа лежит в руинах. Вторая мировая война закончилась, и государствам, армии которых только что убивали друг друга и мирных жителей, предстоит строить дивный новый мир. Тем удивительнее, что в разгар жесточайшей экономической депрессии рождались масштабные инфраструктурные проекты, призванные объединить прежних врагов. Одним из таких неочевидных символов наступления эры всеобщей дружбы стал тоннель под горой Монблан — главной альпийской вершиной, расположенной на франко-итальянской границе.

Его строительство, начавшееся на итальянской стороне через год после окончания главного конфликта XX века достаточно условным прокладыванием первых ста метров сооружения, растянулось на долгое время. Лишь в 1959-м реализация важнейшего объекта в европейском транспортном коридоре «Север — Юг» вступила в активную фазу. Особенное значение его возведение представляло для Италии, экономически развитый север которой был крайне заинтересован в новом трансальпийском коридоре, позволявшем сократить расстояния и упростить экспорт товаров в соседние страны, прежде всего во Францию.

Спустя всего три года обе строительные бригады, французская и итальянская, двигавшиеся на глубине два километра под Монбланом по направлению друг другу, встретились. Четыре с половиной миллиона человеко-часов, 711 тонн взрывчатки, 555 тысяч кубометров изъятой горной породы, 60 тысяч тонн цемента и 771 тысяча болтов — за этими цифрами скрывается титанический труд, результатом которого стал тоннель длиной 11 километров 611 метров, немедленно доказавший свою необходимость.

Его торжественное открытие с участием президента Франции и его итальянского коллеги состоялось в 1965 году после окончания всех работ по обустройству сооружения. Как и принято в странах капитала, строительство вовсе не являлось благотворительной акцией. Тоннель под Монбланом был и является достаточно высокодоходным предприятием. За удовольствие сэкономить время и несколько десятков километров дороги приходится платить, и немало. Водителю стандартной легковушки за однократное использование объекта сейчас придется выложить 42—43 евро (в зависимости от того, из какой страны осуществляется въезд). Стоимость одной поездки под Монбланом на фуре и вовсе превышает 300 евро.

И вот именно в этом инженерном чуде, построенном двумя благополучными европейскими странами, в 1999 году произошло то, что, казалось бы, просто не может, не должно случиться. Заурядное возгорание двигателя из-за трагического стечения обстоятельств выросло до масштабов крупной трагедии, следствием которой стали почти четыре десятка человеческих жизней.

Утром, в 10 часов 46 минут, 24 марта в тоннель под Монбланом со стороны Франции въехал грузовой автомобиль. В кузове бельгийского рефрижератора находилось 12 тонн муки и 9 тонн маргарина — деталь, выглядящая не слишком значительной, но тем не менее сыгравшая свою роль в ходе катастрофы. За рулем Volvo сидел 57-летний Жильбер Деграв — опытный водитель с 25-летним стажем.

Во время осмотра фуры перед ее въездом технические службы тоннеля ничего подозрительного не заметили, однако белый дым из двигателя появился практически сразу после того, как грузовик оказался в недрах главной альпийской горы. Впрочем, Деграв увидел его далеко не сразу, успев проехать около шести километров — чуть больше половины длины тоннеля, — прежде чем сигналы встречных машин заставили его остановиться. Далее события развивались стремительно.

В 10:53 Volvo остановился у аварийного убежища №22. Небольшие комнаты с жаропрочными дверями были расположены по всей длине тоннеля через каждые 600 метров. Поначалу Деграв попытался потушить возгорание самостоятельно с помощью обыкновенного автомобильного огнетушителя, однако именно в этот момент из искры все-таки вспыхнуло пламя. Через несколько секунд после того, как водитель покинул кабину, ее охватил огонь, моментально распространившийся на кузов.

«Двигатель взорвался, — эмоционально рассказывал позже о произошедшем Деграв. — Через полминуты вся машина горела. Я побежал, спасая свою жизнь, а за мной открылись врата ада. Через несколько минут тоннель превратился в огромную печь».

За бельгийской фурой в тоннель с французской стороны успело въехать по меньшей мере 10 легковых и два десятка грузовых автомобилей. Фактически все они оказались заблокированы под горой остановкой Volvo и началом активной фазы пожара. Встречные автомобили, двигавшиеся из Италии, успели или проскочить мимо, или развернуться и выехать обратно. «Французам» повезло куда меньше.

В этот весенний день дул приятный южный ветер со стороны Италии. Данный природный фактор вкупе с Λ-образным профилем тоннеля обусловил особенность распространения дыма — фактически его полностью сдувало во французскую часть тоннеля, что спасло жизни на итальянской половине, но погубило множество водителей на французской.

Термоизоляционная пена в загоревшемся рефрижераторе дала очень едкий, токсичный, густой черный дым, в течение нескольких десятков секунд заполнивший французскую часть тоннеля. Расплавившийся в результате пожара маргарин оказался отличным топливом, которое разлилось по проезжей части и подожгло соседние машины. Тоннель фактически превратился в смертельную ловушку для оказавшихся внутри водителей. Нулевая видимость, отсутствие возможности развернуться, ядовитый дым быстро сделали свое дело.

Всего через две минуты после остановки Volvo, в 10:55, при срабатывании пожарной сигнализации французы перекрыли свой портал; спустя еще минуту въезд в тоннель остановили и итальянцы, но было уже поздно. В 10:58 к месту возгорания безуспешно попыталась добраться французская пожарная команда. Из-за дыма ничего не было видно, он глушил двигатели автомобилей, и пожарные сами вынуждены были спасать свои жизни в одном из аварийных убежищ. В первую очередь убивал людей не огонь, людей убивал дым.

Технические службы с итальянской стороны попытались помочь и оказали, сами того не желая, медвежью услугу. Увидев выбегающих из тоннеля водителей и получив сообщения о задымлении, они усилили вентиляцию тоннеля, желая дать оказавшимся в западне людям больше кислорода. Однако этот кислород лишь ускорил распространение огня и увеличил масштабы пожара. Спасательные службы ничего не могли сделать, тоннель горел 53 часа — до тех пор, пока там было чему гореть.

Настоящим героем этой трагедии стал итальянец Пьерлучио Тинацци. Он был сотрудником итальянского оператора тоннеля и патрулировал его на мотоцикле. Получив информацию о чрезвычайном происшествии внутри, Тинацци немедленно на своем BMW K75 помчался на помощь. В общей сложности итальянец успел вывезти около 10 человек (бóльшая часть которых уже потеряла сознание и была обречена) прежде, чем задохнулся сам. Расплавившиеся остатки его мотоцикла в самом эпицентре пожара позже нашли спасатели.

В общей сложности в трагедии под Монбланом погибли 39 человек: 37 водителей, Пьерлучио Тинацци и один из пожарных, пытавшийся спастись в аварийном убежище. Последние показали свою бесполезность: их двери были рассчитаны только на 2 часа сопротивления огню — проектировщики и представить не могли, что в будущем речь может идти о 53-часовом пожаре, с которым так и не совладали спасатели.

27 водителей задохнулись (и впоследствии сгорели) в своих автомобилях, еще десять человек попытались выбежать из дыма, но так и не успели. Их находили в 100, 200, даже в 500 метрах от их машин — отчаянные попытки выжить в токсичном дыму были обречены на провал.

В результате катастрофы было серьезно повреждено около 1200 метров тоннеля, уничтожены аварийные убежища, расплавлен асфальт и облицовка сводов. Сгорели 2 пожарные машины, 23 грузовика, 10 легковушек и 1 мотоцикл. Дорогу под Монбланом закрыли на три года, а на реконструкцию тоннеля потратили 400 миллионов евро. В 2005 году закончился судебный процесс, в ходе которого виновными в трагедии были признаны 13 человек — преимущественно сотрудники обоих (французского и итальянского) операторов тоннеля. Почти все они отделались условным наказанием и штрафами. Лишь начальник французской службы безопасности объекта получил полгода реального заключения.

Непосредственной причиной трагедии было названо возгорание двигателя Volvo Жильбера Деграва, но само по себе оно катастрофу таких масштабов вызвать, конечно, не могло. За 34 года эксплуатации тоннеля инциденты такого рода происходили целых 16 раз, но во всех случаях пожар двигателя удавалось ликвидировать обычными огнетушителями. В данном случае свою роль сыграло и то, что огонь быстро перекинулся на прицеп, который дал едкий дым, и то, что ветер сдувал дым во французскую часть тоннеля. Большое значение имела и полная несогласованность действий операторов при спасательных работах, приведшая к принудительной вентиляции тоннеля итальянской стороной, что вызвало лишь ухудшение ситуации внутри. Наконец, события под Монбланом показали тотальное несоответствие разработанной системы безопасности возможным чрезвычайным происшествиям.

Гром грянул 24 марта 1999 года, французы и итальянцы начали неистово креститься. Во-первых, вместо двух самостоятельных операторов была учреждена единая совместная организация для устранения возможной несогласованности действий в будущем. Во-вторых, всем грузовым автомобилям теперь разрешается въезд в тоннель лишь после соответствующего осмотра, для чего были организованы специальные площадки на обеих сторонах Монблана. В-третьих, в ходе реконструкции объекта были устроены дополнительные экстренные выходы с убежищами, которые объединили параллельным автомобильному пешеходным тоннелем со своей системой вентиляции.

В самом центре тоннеля, рядом с местом трагедии, была устроена аварийная станция, оборудованная специальными пожарными автомобилями. Весь объект оснастили камерами видеонаблюдения и тысячами дополнительных тепловых датчиков.

В тоннеле категорически запрещена остановка. В случае поломки ваш автомобиль эвакуируют, но стоит это чрезвычайно дорого. Весь транспорт должен двигаться со скоростью от 50 до 70 километров в час, причем расстояние между автомобилями должно составлять не менее 150 метров (не менее 100 метров при остановке). Более того, при въезде в тоннель каждый водитель обязан настроиться на специальное радио на случай экстренных оповещений.

Комплекс принятых мер оказался таким всеобъемлющим, что теперь повторение трагедии 1999 года вряд ли возможно. Жаль, что двум респектабельным европейским странам для этого понадобились 39 человеческих жизней.

Благодарим за помощь в организации поездки xiStore — первый фирменный магазин устройств Xiaomi в Беларуси.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Пожар в Монбланском тоннеле. Тушение пожаров в туннелях.

Главная → Статьи → История

Обучение по программам ПТМ дистанционно
Обучение по программам ПТМ дистанционно

Монбланский тоннель, расположенный на границе Франции и Италии, стал важнейшим проводником в Альпы. Его длина достигает 11610 метров, ширина — 8,6 метров, а высота — 4,35 метров. Благодаря ему экономятся десятки километров пути, а иногда и сотни. Однако мировую известность данному тоннелю придала печальная катастрофа, произошедшая в 1999 году — пожар.

Пожар в Монбланском тоннеле

Катастрофа в Монбланском тоннеле произошла 24 марта 1999 года. Рабочая неделя была в самом разгаре, и никто не мог предположить, что этот день станет днём памяти ужасной трагедии. Катастрофа произошла в первой половине дня (пожар начался около 11 часов утра) и имела огромные масштабы. Огонь бушевал не одни сутки, 53 часа катастрофического бедствия взяли своё: тоннель не подлежал дальнейшей эксплуатации и был закрыт на реконструкцию.

Причина пожара. Как всё произошло?

Несмотря на популярность Монбланского тоннеля, его заслуг на то время (тоннель считался одним из лучших в Европе), безопасность сооружения была крайне сомнительной. В 1999 году великое строение не соответствовало необходимым нормам, что перетекло в плачевный результат.

24 марта в 10 часов 46 минут в тоннель въехал грузовой автомобиль, который перевозил около 21 тонны груза из Бельгии в Милан. Весь вес грузовика составлял 40 тонн. Среди груза были продукты питания: 12 тонн муки, а остальной вес — маргарин. Грузовик въехал со стороны Франции со скоростью 60 км/ч, откуда и начался пожар. Крупногабаритный автомобиль проехал небольшое количество километров и начал воспламеняться по неизвестной причине. В то время в тоннеле сработал детектор, контролирующий оптические параметры, однако дым, исходивший из под фуры, не был замечен работниками Монбланского тоннеля. Движение продолжалось…

Проехав около минуты, грузовик сам остановился, причиной стал световой сигнал встречного автомобиля, водитель которого заметил, что фура дымится. Однако спасти ситуацию не удалось: когда водитель фуры попытался достать огнетушитель, кабина машины загорелась. Водитель побежал в сторону итальянского въезда, а за его машиной уже образовалась огромная пробка. Огонь начал разгораться со стремительной скоростью, клубы тёмного дыма заполонили пространство, ситуация начала усугубляться. Некоторые машины смогли развернуться и уехать, однако ширина тоннеля не позволила это сделать многим.

Один из заложников данного происшествия смог связаться с работниками тоннеля, вследствие чего были перекрыты оба въезда. Сотрудники тоннеля Монблан принялись за активные действия: они попытались произвести вывод автомобилей из тоннеля и вызвали необходимые службы. Однако спасатели и другие добровольцы не смогли ничего сделать. Чёрный дым заполонил весь тоннель и душил людей. Выбраться удалось далеко не всем.

Стоит отметить, что французский въезд пострадал гораздо больше. Данный фактор обусловлен погодными условиями, которые повлияли на распространение густого дыма.

Последствия пожара

В результате ужасной катастрофы удалось спасти только 10 человек. Число погибших составляет 39, некоторые из них погибли от отравления газами. Также сгорело 25 машин.

Тоннель был закрыт сразу после пожара и открыт только в марте 2002 года после глобальной реконструкции. Безопасность современного сооружения тщательно была проверена.

Статью прислал: Kazachok

Статьи по теме

0
36

История создания фейерверков История
История создания фейерверков
Опубликовано: 11 апреля, 2017

Ещё в незапамятные времена, во время различных религиозных обрядов и празднеств в древнем Китае местные жители подкидывали в ритуальный костер ветви зеленого бамбука. Взрыв стеблей, который возникал из-за пустот внутри бамбука и наличия специального сока в нем, сопровождался громким звуком. 

стоимость, ПДД, правила безопасности и история 👀 Журнал и путеводитель для путешественников

На чтение 8 мин. Просмотров 719 Опубликовано

Тоннель Монблан (фр. Tunnel du Mont-Blanc, ит. Traforo del Monte Bianco) соединяет Италию с Францией. Длина тоннеля Монблан – 11 611 м. Находится между итальянским городом Курмайор (Courmayeur) в долине Аоста и французским Шамони (Chamonix-Mont-Blanc) под самой высокой альпийской вершиной — горой Монблан.

Это второй по глубине тоннель после железнодорожного Готардского базисного тоннеля в Швейцарии. Он проходит над вершиной Эгюий-дю-Миди. Над проезжающими машинами находится еще 2480 метров горной породы. На горе Эгюий-дю-Миди была построена смотровая площадка со стеклянным полом и стенами над скалистым обрывом — вид на горы открывается шикарный.

В 15 км восточнее находится граница с Швейцарией. Дорога имеет две полосы для движения автомобилей – по одной в каждую сторону. Через тоннель проходит треть всех грузов из Италии в Северную Европу. Альтернативная дорога во Францию проходит через еще один тоннель – Фрежюс.

Въезд в тоннель Монблан со стороны Италии (сс) Aaron & CarolВъезд в тоннель Монблан со стороны Италии (сс) Aaron & CarolВъезд в тоннель Монблан со стороны Франции (сс) Jesper Bøtker MortensenВъезд в тоннель Монблан со стороны Франции (сс) Jesper Bøtker Mortensen

Тоннель Монблан на карте

 

Время работы: 24 часа в сутки. За исключением технических работ, которые проводят, как правило, ночью. О них сообщают в прессе и на сайте тоннеля.

Официальный сайт: www.tunnelmb.net

Оплата: наличными в Евро или кредитными картами Visa, MasterCard, Eurocard, American Express. Дистанционного способа оплаты Telepass нет.

Скидка на повторный проезд (обратный билет): обратный билет со скидкой 75% при возврате действует в течение 7 дней с даты выдачи. Скидка распространяется на мотоциклы и легковые автомобили. Вернуться нужно до 23:59 седьмого дня после даты выдачи. Например, вы берете билеты туда-обратно в понедельник в любое время. Значит скидка 75% будет действовать до 23:59 вечера следующего понедельника. Абонемент на 10/20 поездок действует 24 месяца со дня приобретения.

Где приобрести абонемент на 10/20 поездок: вряд ли это актуально для путешественников, но этим часто пользуются местные жители. Приобрести его можно при транзите через тоннель на КПП. Или на платной стоянке с любого конца тоннеля.

Расстояние от тоннеля Монблан до крупных городов

С итальянской стороны: Курмайор — 5 км, Аоста — 42 км, Турин — 151 км, Милан — 224 км, Рим — 760 км.

С французской стороны: Шамони — 5 км, Анси — 102 км, Женева — 87 км, Лион — 222 км, Макон — 229 км, Париж — 620 км.

Стоимость проезда

Цены пересматриваются 1 января каждого года. Актуальные цифры можно проверить на официальном сайте. Если едите с итальянской стороны или с французской стоимость будет отличаться, так как налоги в этих странах разные. На 2019 год стоимость транзита через тоннель Монблан следующая:

Класс авто Страна въезда В одну сторону C возвратом в течение 7 дней На 10 проездов сроком на 2 года
512Ит.
Фр.
30,70 €
30,20 €
38,50 €
37,90 €
96,30 €
94,80 €
121Ит.
Фр
46,40€
45,60 €
57,90 €
56,90 €
144,70 €
142,30 €
22Ит.
Фр
61,40 €
60,40 €
77,10 €
75,90 €
192,80 €
189,70 €
5 класс | Мотоциклы, мотоциклы с коляской, мотоциклы с прицепами.
1 класс | Транспортное средство с двумя или более осями, высота которого, измеряемая на передней оси, меньше 1,30 метра, а общая высота меньше или равна 2 метрам.
2 класс | Транспортное средство с двумя или более осями, общая высота которых превышает 2 метра и меньше или равна 3 метрам.

ПДД и правила безопасности

  • Максимальная скорость – 70 км/ч.
  • Минимальная скорость – 50 км/ч.
  • Минимальная дистанция при движении — не менее 150 м до впередиидущего. В тоннеле через каждые 150 метров на стенах расположены синие огни. Ориентируйтесь по ним.
  • Минимальная дистанция при остановке — не менее 100 м.
  • Обгоны запрещены.
  • Запрещена остановка в тоннеле без весомой причины. При остановке запускается план эвакуации и движение в тоннеле останавливается. При серьезной поломке буксировка бесплатна. Если это окажется не поломка, а закончившееся топливо – с вас возьмут штраф в 300 € за халатность.
  • В тоннеле требуется настроить радио на служебную частоту: 103.3 МГц или 107.7 МГц. Всего 20 базовых частот.
  • Если автомобиль частично или полностью работает на газе, необходимо сообщить об этом персоналу тоннеля. Вам выдадут метку на лобовое стекло. За газ отдельную плату не берут.
  • Езда с цепями противоскольжения в тоннеле запрещена.

На территории Италии (вне туннеля) обязательно нужно использовать  цепи противоскольжения или зимнюю резину с 15 октября по 15 апреля.

Правила поведения в разных ситуациях

1. Если опущен шлагбаум или горит красный свет

шлакбаум(с) www.tunnelmb.net
  • Остановитесь
  • Прочтите информацию на табло и следуйте инструкциям. 
  • Слушайте радио и следуйте инструкциям

2. В случае поломки, аварии и вынужденной остановки

Схема тоннеля МонбланСхема тоннеля Монблан (с) www.tunnelmb.net
  • Используйте парковочные места справа (карманы), расположенные через каждые 600 метров. Всего 36 карманов в каждом направлении по 30 метров в длину и 3 в ширину. Если не можете, отгоните или оттолкайте автомобиль к бордюру.
  • Заглушите двигатель и включите аварийные огни.
  • Если возможно, оповестите пункт управления и контроля через нишу SOS. Они расположены через каждые 100 м, всего 116 штук. Каждая ниша SOS содержит 1 домофон и 2 огнетушителя. Эти ниши не предназначены для защиты от дыма и огня.

3. В случае пожара

Эвакуационный выходБезопасные места в тоннеле Монблан (с) www.tunnelmb.net
  • Немедленно остановитесь.
  • Заглушите двигатель и включите аварийные огни.
  • Бегите до укрытия. Оно имеет зеленый цвет и подсвечено мигающими огнями.
  • Если возможно, оповестите пульт управления и контроля через ниши SOS, расположенные через каждые 100 м.
  • Если возможно, используйте огнетушители, расположенные внутри тех же ниш SOS, расположенных через каждые 100 м.
  • Если возможно окажите помощь тем, кто в беде.

Туннель Монблан оборудован 37 безопасными местами. Они расположены через каждые 300 метров. Все безопасные места связаны с маршрутом эвакуации, который проходит под проезжей частью.

Видео

Системы безопасности тоннеля Монблан:

История

Строительство тоннеля между Италией и Францией задумывалось еще в XIX веке. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В начале 20 века строительству помешала Первая мировая война. К практической реализации этого замысла правительства двух стран приступили лишь в конце 50-х годов. Были созданы две компании для строительства и эксплуатации тоннеля – итальянская Società italiana per azioni per il Traforo del Monte Bianco (SITMB, 57-й год) и французская Autoroutes et tunnel du Mont-Blanc (ATMB, 58-й год).

Бурить начали в 1959 году, а все работы завершились в 1962 году. И потребовалось еще три года, чтобы оборудовать подъездные пути и коммуникации. В результате тоннель Монблан открыли для первых автомобилей 19 июля 1965 года.

Пожар в тоннеле Монблан в 1999 году

Утром 24 марта 1999 года в тоннель Монблан со стороны Франции въехал грузовик с мукой и маргарином. Через несколько километров водитель понял, что что-то не так — встречные авто активно моргали фарами. В зеркале заднего вида он увидел белый дым. Машина остановилась на середине тоннеля. 

Нужно сказать, что это был особый случай. За 35 лет до этого горело более 16 грузовиков. Но их удавалось потушили на месте. Водитель не смог справиться с огнем и побежал на выход. Сотрудники тоннеля включили пожарную сигнализацию и прекратили пропуск автомобилей на въезд. К этому моменту внутри находились 10 легковых автомобилей и микроавтобусов и 18 грузовиков.

Не многие успели развернуться и уехать из западни. Из-за нехватки кислорода автомобили в тоннеле глохли. Дым распространялся очень быстро — из-за разницы давлений воздушные массы шли с итальянской стороны на французскую. Власти усугубили ситуацию, поддавая свежий воздух со стороны Италии и раздувая пламя. Ядовитый дым которого быстро заполнил вторую половину тоннеля. 

Всего в ловушку попали 50 человек. 12 из них выжили. 27 умерли в машинах. 10 умерли, не добежав до выхода. Огонь горел в течение 53 часов и достигал температуры 1000 ° C. Загруженный в прицеп маргарин сыграл роль напалма, эквивалентного нефтяному танкеру объемом 23 000 литров. В тоннеле были места для пережидания пожара, но запасы кислорода были в них рассчитаны на 2 или 4 часа.

Две пожарных машины выехали на тушение пожара, но не смогли добраться до очага возгорания из-за оставленных на дороге машин. 15 пожарных укрылись за противопожарной дверью. Растекающееся по асфальту горящее топливо добралось и до этого места. В результате их спасла третья бригада через вентиляцию. Но одного пожарного спасти не удалось.

За 53 часа всё что можно выгорело и спасатели еще 5 суток ждали, когда тоннель остынет. Общее число жертв трагедии 1999 года в тоннеле Монблан — 39 человек.

Для предотвращения подобных трагедий были внедрены новые системы безопасности, созданы пункты эвакуации и места вызова экстренных служб.


Статьи по теме

sefdw Мунт Ла Шера (Munt la Schera) — платный автодорожный однополосный тоннель, соединяющий Италию с восточной Швейцарией. Проходит внутри альпийской горы Мунт Ла Шера (2587 м) на высоте 1800 метров над …
«Читать» Въезд в тоннель Фрежюс. Итальянская сторона Фрежюс (Frejus) – автодорожный тоннель, соединяющий Италию и Францию вблизи итальянского города Турин. Он проложен под горной дорогой Коль-де-Фрежюс (Col du Fréjus) в Западных Альпах. Длина тоннеля – 12 868 …
«Читать» asdasd Тоннель Большой Сен-Бернар соединяет разделенные Альпами Италию и Швейцарию. Длина тоннеля Большой Сен-Бернар – 5798 м. Через тоннель проходит автомагистраль Е27, на которую в Италии можно попасть через Турин или …
«Читать»

Пожар в Монбланском тоннеле — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пожар в Монбланском тоннеле
Тип Пожар
Причина Возгорание грузовика, ошибки операторов
Страна Флаг Франции Франция — Флаг Италии Италия
Место Монбланский тоннель
Дата 24 марта 1999 года
Время 10:53
Погибших 39
Пострадавших 10

Пожар в Монбланском тоннеле — катастрофа, произошедшая 24 марта 1999 года. В результате пожара, длившегося 53 часа, погибло 39 человек (один из них — пожарный), 10 серьёзно пострадали, а автомобильный тоннель был сильно повреждён и закрыт на реконструкцию.

Описание

Монбланский тоннель протяжённостью 11,6 километра проложен под горой Монблан и соединяет Францию и Италию. Строительство длилось с 1957 по 1965 год. С момента ввода в эксплуатацию тоннель стал важнейшим путепроводом в Альпах, значительно сократив время переезда из Франции в Италию и наоборот. Ежедневно через него проезжает более 5 тысяч транспортных средств.

24 марта 1999 года в 10:46 со стороны Франции в тоннель въехал бельгийский 40-тонный грузовик, гружёный 9 тоннами маргарина и 12 тоннами муки. Когда он двигался по тоннелю с обычной скоростью в 60 км/ч, из-под кабины начал выходить белый дым. В 10:52 из-за понижения видимости включилась пожарная тревога на французской стороне. Однако операторы не видели возгорание, поэтому не закрыли доступ в тоннель, и с обоих концов продолжали въезжать автомобили. Водитель горящего грузовика заметил дым, выбивающийся из-под кузова, но продолжал движение в надежде успеть выехать из тоннеля на итальянской стороне. Но дым усиливался, и в 10:53 водитель остановил грузовик. В это время грузовик успел проехать 6 километров и остановился в середине тоннеля. Водитель хотел достать огнетушитель из кабины, но в этот момент произошла вспышка, и кабину охватил огонь. Водитель тут же оставил грузовик и побежал в сторону итальянского въезда. В это же время за горящим грузовиком образовывалась большая автомобильная пробка. Огонь стремительно усиливался, давая огромное количество густого чёрного дыма. За считанные минуты дым охватил все автомобили, застрявшие в пробке позади грузовика. Один из автомобилистов позвонил на итальянский контрольный пункт из пожарного укрытия, расположенного в 300 метрах от пылающего грузовика. В 10:55 французская сторона перекрыла въезд в тоннель, через минуту закрыли и итальянский въезд.

Из-за редких погодных условий воздушные массы в тоннеле гнали дым в сторону Франции, а в итальянскую сторону дым распространялся гораздо медленнее. Из-за этого автомобили в итальянской стороне смогли развернуться и уехать назад. Оператор на контрольном пункте Италии, увидев уезжающие машины, включил подачу воздуха в сторону Франции, но это лишь усилило распространение огня и дыма во французскую сторону. Уже через 4 минуты после начала пожара дым продвинулся на 500 метров в сторону Франции. В 10:57 на французской стороне по тревоге была поднята спасательная пожарная команда. Через минуту 4 спасателя уже были в тоннеле, но низкая видимость не позволяла им найти застрявших в пробке людей. Тем временем многие автомобилисты пытались развернуться и уехать назад, но густой дым глушил двигатели машин, а многие люди теряли сознание от удушья. В 11:00 из Шамони прибыла дополнительная пожарная бригада. Но дым в тоннеле уже был настолько густой, что спасатели были вынуждены покинуть пожарный автомобиль и укрыться в ближайшем пожарном убежище. В это же время в тоннель вошли итальянские спасатели-добровольцы с другой стороны, но огонь, охвативший уже и застрявшие автомобили, заставил отступить и их. По пути назад итальянские спасатели вывели из тоннеля оставшихся людей с итальянской стороны. В 11:11 с итальянской стороны в тоннель въехали итальянские пожарные. Но из-за катастрофического масштаба пожара им тоже пришлось покинуть автомобиль и укрыться в убежище № 24. Через некоторое время они получили приказ найти французских спасателей. Из-за нулевой видимости они не смогли этого сделать и через 10 минут вернулись в укрытие.

Тюремный срок за нарушение эксплуатации получил начальник службы безопасности тоннеля Жерар Ронколи — 6 месяцев тюрьмы плюс 24 условно, мэр Шамони Мишель Шарле получил условное наказание и штраф[1].

Примечания

Ссылки

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о