Хранение аккумулятора зимой: Как хранить аккумулятор зимой: правильная инструкция – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Как хранить аккумулятор зимой: правильная инструкция

Летний период – пора самого интенсивного движения на дорогах. Это связано и с дачным периодом, и с отпускным, и просто с тёплой погодой, когда автомобиль практически не создаёт проблем при запуске и эксплуатации. С приближением же холодного времени года многие автомобилисты, наоборот, реже пользуются машиной, а некоторые вообще ставят её на длительную стоянку. При этом далеко не каждый водитель задумывается о том, каким образом может отразиться такой простой на узлах и деталях транспортного средства.

И это в первую очередь касается аккумуляторной батареи, которая, будучи подключена к бортовой сети авто, будет находиться без использования на протяжении длительного времени. Как же данная ситуация отразится на её функциональных свойствах? Да самым негативным образом:

  • АКБ полностью разрядится;
  • низкий разряд или его отсутствие – одна из основных причин сульфатации;
  • в разряженной батарее велика вероятность замыкания между собой «банок», а это уже полный выход устройства из строя.

Как же сохранить автомобильный источник энергии в исправном состоянии до нового сезона?

Основные правила хранения аккумулятора зимой

Грамотное хранение зависит от различных обстоятельств:

  • будет ли транспортное средство хоть иногда использоваться по назначению или простоит до начала дачного сезона;
  • насколько сурова зима в каждом конкретном регионе;
  • где будет находиться авто всё это время: в гараже или под открытым небом.

Именно эти факторы являются определяющими при решении вопроса, как правильно и где лучше хранить автомобильный аккумулятор.

Подготовка аккумулятора к хранению

В случае, если зима в регионе мягкая или машина содержится в тёплом гараже, то будет достаточно снять минусовую клемму с батареи, чтобы исключить повышенный разряд источника. Кроме того, время от времени следует контролировать уровень заряда.

При постановке автомобиля на длительную стоянку, не предусматривающую эксплуатацию на протяжении нескольких месяцев, рекомендуется снять АКБ и держать отдельно от транспортного средства. Перед тем как выбрать место для хранения аккумулятора зимой (дома, в подвале или где-то ещё), его следует тщательно подготовить к затяжному периоду вынужденного «простоя», придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. Необходимо качественно очистить поверхность корпуса от любых загрязнений: пыль, подтёки жидкости или масла и так далее.
  2. Смазать техническим вазелином токовыводящие клеммы, что позволит исключить окислительные процессы при регулярном взаимодействии с воздушными массами.
  3. Проверить уровень электролита в обслуживаемых батареях: жидкость должна полностью скрывать пластины, находясь выше их на 10–15 мм. Если уровень ниже нормы, то следует привести его в соответствие с нормативными параметрами, долив дистиллированной воды.

    Доливать в аккумулятор разрешается исключительно дистиллированную воду, прошедшую специальную очистку от всех примесей, чего нельзя сказать об обычной воде из-под крана или природного источника.

  4. Проверить плотность электролитной жидкости:
  • специальным приспособлением – обслуживаемый тип батарей;
  • ориентируясь на зелёный глазок-индикатор – современные необслуживаемые батареи.

Условия места хранения

Как правильно хранить аккумулятор в межэксплуатационный период? В первую очередь следует позаботиться об оптимальных условиях в помещении:

  1. Положительная температура воздуха, но не выше + 15° С.

    Чем выше температурные значения, тем быстрее протекает процесс саморазряда. Но и отрицательные температуры также способны негативным образом повлиять на скорость этого явления.

  2. Минимальная влажность. Высокое процентное содержание влаги в воздухе провоцирует ускоренный саморазряд.
  3. Отсутствие прямых солнечных лучей, способных спровоцировать деформацию корпуса, а это в дальнейшем приведёт к нарушению функциональности в условиях эксплуатации.
  4. Наличие вентиляции. Она позволит избежать накопления в воздухе взрывоопасной смеси из кислорода и водорода, выделяемой при саморазряде.

Оптимальное место для хранения: сухое тёмное, хорошо проветриваемое помещение.

Кроме температурного режима, следует обеспечить правильное размещение источника энергии: только в горизонтальном положении на полу или стеллаже. Обратите внимание: при хранении запрещается ставить батареи друг на друга.

Заряженный или разряженный?

Подготавливая аккумулятор к зимней консервации, стоит задуматься над тем, как его правильно хранить: заряженным или разряженным.

Если бы в разряженном состоянии батарея не утрачивала своего функционала, то и о хранении не было бы речи – спокойно оставляли бы её установленной на автомобиле на весь период простоя, а перед началом сезона просто заряжали.

Но разряженный источник питания – это причина:

  • преждевременного выхода из строя АКБ;
  • «сульфатационной» болезни;
  • безвозвратной потери части ёмкости.

Следовательно, несложно понять, как лучше хранить аккумуляторы – конечно, заряженными и ни в коем случае – разряженными.

Перед постановкой АКБ на хранение проверьте её заряд – он должен быть полным. При необходимости проведите подзарядку, а на протяжении всего неэксплуатационного периода не допускайте полной утраты заряда.

Типы хранения АКБ

Как лучше хранить аккумулятор автомобиля зимой, во многом зависит от его разновидности.

Сухой

Сухими называют АКБ, в которых отсутствует жидкая среда. Производители выпускают такой тип батарей, которые предусматривают заливку электролита лишь непосредственно перед эксплуатацией. А до этого времени они способны годами храниться в герметичной упаковке, не теряя своих эксплуатационных свойств. При этом условия хранения (температурно- влажностный режим, способ складирования, отсутствие прямых солнечных лучей, а также целостность упаковки) должны строжайшим образом соблюдаться.

Мокрый или заправленный

Если же аккумулятор уже заправлен жидкой средой, то и хранить его следует в этом состоянии. Не нужно сливать электролит на период хранения – это лишь приведёт к интенсивной сульфатации и сокращению срока службы. Наоборот, нужно обеспечить нормальный уровень раствора, чтобы исключить «оголение» пластин.

Конечно, хранение мокрого источника намного сложнее и требует ряда подготовительных мероприятий. Но это, по крайней мере, позволит сохранить его полностью в работоспособном состоянии, что намного лучше, чем озаботиться покупкой нового. Понятно, что можно облегчить себе жизнь: слить жидкость, пытаясь превратить устройство в источник сухого типа, но это ни к чему хорошему в итоге не приведёт. Сэкономив минимум времени и усилий, можно понести существенные финансовые затраты.

Как долго можно хранить аккумулятор без подзаряда?

Скорость саморазряда аккумуляторной батареи зависит не только от её типа, но и от условий хранения, срока службы, остаточной ёмкости. Новые АКБ (срок службы не более года) при оптимальных условиях хранения, описанных выше, можно проверять на степень остаточного заряда не чаще одного раза в три месяца.

Более изношенные источники – чаще: чем больше времени отслужило устройство, тем меньший период должен пройти между его проверками.

Кроме того, высокая влажность, низкие или повышенные температуры воздуха в помещении приводят к ускоренному протеканию саморазряда.

Продолжительное хранение аккумулятора с использованием борной кислоты без дозаправки

Оказывается, существует весьма удобный и надёжный способ консервации АКБ, который на протяжении всего периода не требует обслуживания и контроля.

Где и как хранить аккумулятор автомобиля зимой, чтобы он полностью сохранил свои эксплуатационные свойства и при этом не нуждался в нашем внимании?

Всё очень просто:

  1. Подготовьте пятипроцентный раствор борной кислоты объёмом, который будет полностью соответствовать объёму залитого в батарею электролита.
  2. Зарядите аккумулятор до максимально возможной величины.
  3. Постепенно и медленно слейте электролитный раствор из корпуса АКБ.
  4. Дважды тщательно промойте освободившуюся ёмкость дистиллированной водой.
  5. Теперь заполните её подготовленным раствором борной кислоты.

В таком состоянии при температуре 0° С автомобильный источник энергии можно хранить несколько лет без дозаправки и подзарядки. Если температура хранения будет выше, то этот срок станет уменьшаться.

Обратите внимание, основные правила хранения батареи с залитым раствором борной кислоты аналогичны тем, при которых следует хранить АКБ, заполненную обычным электролитом.

Как хранить аккумулятор зимой: где лучше хранить, при какой температуре

Аккумулятор необходим в машине для того, чтобы можно было произвести запуск двигателя. Именно поэтому от его исправности будет зависеть стабильность работы машины. Длительные простои автомобиля в холодное время года очень плохо сказываются на состоянии АКБ. В этой статье мы расскажем вы какие бывают аккумуляторы, а также как их необходимо хранить зимой для того, чтобы он мог долго и качественно вам служить.

Содержание статьи:

Виды аккумуляторов для автомобиля

  • Гелевые. Консистенция электролита вязкая, поэтому его и называют гелевым. Эта АКБ обладает хорошей стойкостью к быстрым зарядам, и на ее работу никак не сказываются глубокие разряды.
  • Залитые электролитом в процессе производства. Такие типы аккумуляторных батарей считаются одними из самых распространенных, их также часто называют необслуживаемыми. Они обеспечены специальными элементами, которые гигроскопичны (хорошо вбирают в себя влагу) и не дают возможности электролиту вытечь.
  • Сухозаряженные АКБ. Аккумулятор продается в сухом виде, для того чтобы его ввести в эксплуатацию, необходимо залить электролит собственноручно. Преимуществом этого вида АКБ заключается в том, что после заливки электролита ему не требуется дополнительная зарядка.

Нужно ли зимой снимать аккумулятор

Некоторые автомобилисты завели себе такую привычку — они приносят АКБ в теплую квартиру. Скорее всего необходимости в такой процедуре нет, и у таких людей просто осталась привычка, потому что в СССР так поступали многие водители. Иногда следует только заносить аккумулятор в дом для зарядки, так как в холодное время года аккумуляторная батарея разряжается гораздо быстрее. Если зарядку производить 2 раза в месяц, то этого будет вполне достаточно.

Нужно ли зимой снимать аккумулятор

Часто возникает необходимость поддержания тепла АКБ, потому что он уже старенький, и просто не может держать заряд, находясь в холоде. В этом случае следует, конечно, позаботиться об обогреваемом чехле, но, все-таки, лучший вариант — это купить новую батарею. Так как заносить постоянно ее в квартиру, а затем снова подсоединять — процесс, который добавляет в жизнь автовладельца дополнительные трудности.

Если владелец практически не использует авто в зимний период времени, то позаботиться о правильном хранении, конечно, нужно. И делать это следует даже тогда, когда вы уверены в ее надежности, и даже если батарея новая. Даже недавно приобретенный аккумулятор может разрядиться на морозе за пару недель. Если ваш регион не считается северным, и морозы редки, то заносить АКБ в тепло рекомендуется при наступлении холодов от -25 и ниже. Не позаботившись об этом, вы можете пожалеть на следующий день, так как не сможете завести автомобиль с разряженной батареей.

Подготовка аккумулятора к зиме

Для того, чтобы во время зимних простоев аккумулятор не разряжался, снимите с него одну клемму. Разрядка в любом случае будет происходить, но уже гораздо меньше. Если вы снимите напряжения с авто, то это никак не отразится на его состоянии в худшую сторону. Даже наоборот, это принесет ему только пользу, так как многие элементы не будут работать в ужасный мороз, так как это только им вредит. Настоятельно рекомендуется отсоединять сначала минусовой контакт, а потом плюсовой, это делается во избежание короткого замыкания.

Подготовка аккумулятора к зиме

Порядок снятия аккумуляторной батареи с автомобиля

Внимание!

Сливать электролит из уже использовавшихся батарей на время бездействия строго запрещено! В ином случае аккумулятор придет в непригодность.

Сухой (сухозаряженный) аккумулятор

Подготавливать к хранению аккумулятор необходимо следующим образом:

  1. Пробки из аккумуляторной батареи необходимо осторожно выкрутить, затем берется стеклянная палочка, ее необходимо погрузить внутрь батареи. Таким образом мы сможем узнать уровень электролита. Бывают батареи с прозрачной крышкой, в этом случае измерить уровень можно просто посмотрев на отметки. Обычно уровень такого вида электролита должен составлять 12-13 миллиметров. Если этот показатель ниже, то необходимо добавить дистиллированной воды. Если в доме нет такой воды, то сделайте ее самостоятельно, для этого соберите воду в любой сосуд, дайте ей предварительно отстояться, а затем поставьте ее в морозильник. Нужно добиться такого уровня льда, когда бóльшая часть воды замерзнет, но часть ее останется ещё жидкой. Это жидкую часть нужно слить. Заледенелую же часть можно вынимать, и ждать, когда она растает — это и будет дистиллированная вода. Подготовка аккумулятора к зиме

    Замер уровня электролита

  2. Обязательно перед тем как поставить АКБ на хранение, нужно проверить плотность электролита. В идеальности она должна быть такой, как указано ниже в таблице.
    Температура воздуха, °C Рекомендуемый состав электролита Плотность, г/см³
    -19…+35 Составной раствор едкого калия с добавкой на 1 л раствора 20 г едкого аккумуляторного лития (моногидрата лития) 1,19 – 1,21
    -20…-40 Раствор едкого калия 1,25 – 1,27
    +10…+50 Раствор едкого натрия с добавкой на 1 л раствора 15-20 г едкого лития (моногидрата лития) 1,1 – 1,12
    Проверить плотность не сложно, для этого вам понадобится прибор, который называется ареометр. С аккумулятора откручиваются пробки, желательно чтобы измерение плотности осуществлялось при температуре +25 градусов по Цельсию. Нажмите на грушу, чтобы выпустить воздух, а затем погрузите в аккумулятор и отпустите грушу, таким образом электролит попадет в колбу. Добейтесь такого положения поплавка, чтобы он не касался стенок и при этом плавал, после этого можно посмотреть плотность по имеющимся отметкам. Она должна быть в пределах 1.25-1.29 г/м³. Если плотность меньше, то надо добавить кислоты, если она больше, то добавьте чистой дистиллированной воды. Подготовка аккумулятора к зиме

    Ареометр

  3. Снаружи следует протереть аккумулятор содовым раствором перед тем, как унести в другое место, такой раствор поможет нейтрализовать кислоту оставшуюся на поверхности. Контакты можно обработать токопроводящей смазкой, это увеличит срок эксплуатации батареи.
  4. Проверьте на внешней части АКБ наличие сколов, трещин и других повреждений, если их нет, то можно завернуть его в тряпку и отправить на продолжительное хранение.

Гелевый аккумулятор

Эта категория аккумуляторов относится к необслуживаемым, поэтому в эксплуатации они гораздо проще. Они могут противостоять многим атмосферным осадкам, а также не поддаются другим внешним воздействиям.

Подготовка аккумулятора к зиме

Гелевый аккумулятор

Подготавливать к хранению аккумуляторную батарею нужно так:

  1. Гелевые аккумуляторы прихотливы к напряжению, поэтому в процессе работы оно не должно сильно меняться. Перед этим желательно полностью зарядить аккумулятор, производить зарядку нужно при комнатной температуре. Во время использования на автомобиле, напряжение ни в коем случае не должно превышать 14.4 Вольта, иначе может закипеть влага в аккумуляторе, и он может даже взорваться.Подготовка аккумулятора к зиме
  2. Далее следует отсоединить клеммы — первым дело отцепите минусовую клемму и только потом плюсовую. Затем батарею можно расположить где угодно для продолжительного хранения.

Свинцово-кислотные аккумуляторы (с электролитом)

  1. Для начала проверьте уровень заряда батареи, сделать это можно мультиметром. Такой прибор стоит не дорого, его можно приобрести в любом магазине, например, хозяйственном или магазине радиоэлектроники. В заряженном аккумуляторе напряжение составляет 12.7 В, если оно ниже данного значения, то используйте зарядное устройство. В таблице ниже указаны дополнительные рекомендации по данному типу аккумуляторов.Подготовка аккумулятора к зиме
  2. Отсоедините клеммы в правильной последовательности (сначала минус, затем плюс) чтобы не допустить короткого замыкания.
  3. Удалите остатки грязи и, возможно, подтекшего электролита, делается это с помощью тряпочки и содового раствора. Затем вытрите его насухо и уберите в теплое место, к примеру, в теплый гараж или в квартиру, перед этим оберните его старым одеялом. Для обертывания также можно использовать полиэтиленовую пленку.

Как и где хранить аккумулятор зимой

За многие годы использования аккумуляторов, специалистами были разработаны правила по их грамотному хранению. Если следовать этим рекомендациям, то можно значительно улучшить самочувствие автомобильного аккумулятора. Этими важными нюансами хранения мы поделимся с вами:

  • Настоятельно не рекомендуется располагать АКБ возле гигроскопичных аккумуляторов, потому что пары́ кислоты могут оказать пагубное влияние, и это приведет к разрушению и порче материала.
  • Помещение должно обязательно быть теплым, и должно отлично проветриваться, оптимальная температура — от +5 до +10 градусов по Цельсию.Как и где хранить аккумулятор зимой
  • Постарайтесь защитить батарею на время хранения от прямых солнечных лучей, так как это может привести к потере первоначальных характеристик покрытия. Лучше накрыть её плотной тканью. Тогда на поверхности АКБ не будет скапливаться пыль, а солнечный свет не будет пробиваться сквозь материю. Как и где хранить аккумулятор зимой

    Чехол для аккумулятора можно изготовить и самому

  • Проверяйте 1-2 раза в месяц аккумулятор на разряженность, если напряжение начинает критически падать, то необходимо провести диагностику состояния. Если этого не сделать, то вы можете лишиться аккумулятора полностью, так как при сильном падении напряжение в будущем он перестанет держать заряд.

Аккумуляторы с электролитом

Во время хранения чаще обращайте внимание на закрученность пробок, если они открутятся, то электролит может прийти в негодность. Размещать АКБ следует в помещении с имеющейся вентиляцией. Заряжайте аккумулятор полностью каждые 2 месяца, это способствует улучшению его работы в будущем. Температура хранения должна все время быть стабильной, так как аккумуляторы под влиянием перепадов температуры могут выдать перепады напряжения.

Как и где хранить аккумулятор зимой

Сухозаряженные аккумуляторы

Такой тип аккумуляторов всегда должен храниться исключительно в вертикальном положении. Связано это с тем, что в процессе заряда на дно электролита оседают активные частицы. Если вы положите аккумулятор на другой бок, то частицы осядут на стенки электролитических банок, и в последствии может произойти замыкание аккумуляторной батареи.

Хранение должно осуществляться подальше от детей и животных, так как это опасно для здоровья, например, кислота опасна для глаз и кожных покровов. Располагать аккумулятор необходимо подальше от источников открытого огня, в процессе заряда АКБ выделяется водород, а, как известно, он взрывоопасен.

Гелевые аккумуляторы

Если обычные аккумуляторы с электролитом требуется заряжать 1 раз в 2 месяца, то гелевые практически не нужно заряжать, одной зарядки в полгода будет достаточно. АКБ этого типа не привередливы к хранению, поэтому могут храниться в любом удобном месте при температуре от -35 до +65 градусов по Цельсию, но лучше, конечно, брать усредненную.

Восстановление аккумулятора автомобиля после зимы

Почти все автомобильные аккумуляторы не боятся холодов, и поэтому могут эксплуатироваться в условиях суровых морозов. Долгое хранение никак отрицательно не сказывается на состоянии аккумулятора, и его после зимнего хранения можно устанавливать сразу на автомобиль. Если вы периодически заряжали его раз в месяц, и проверяли состояние электролита, то перед установкой на авто нужно только провести быструю диагностику состояния батареи:

  1. Проверьте напряжение на аккумуляторе с помощью мультиметра. Если напряжение на АКБ меньше 11,8-12,0 В, то это значит, что она разряжена, и требуется дозарядка. Нормальное значение напряжения — 12,5-13,0 В. Ниже мы приведем таблицу с примерным значением уровня зарядка батареи и напряжения (при выключенном двигателе).
    Примерный процент заряда АКБ Напряжение на АКБ 12 В Напряжение на АКБ 24 В
    100 % 12, 70 25, 40
    90 % 12,50 25, 10
    80 % 12, 42 24, 90
    70 % 12, 32 24, 70
    60 % 12, 25 24, 55
    50 % 12, 15 24, 40
    40 % 12, 07 24, 25
    30 % 12, 00 24, 00
    20 % 11, 75 23, 90
    10 % 11, 40 23, 80
  2. Измерьте плотность электролита, в идеале она должна быть 1.25, но для достоверности следует проверить техническую документацию АКБ.Восстановление аккумулятора автомобиля после зимы
  3. Осмотрите корпус на наличие сколов и подтеков электролита, если их нет, то можете смело ставить в машину аккумулятор.

Как хранить аккумулятор долго

Убираем АКБ на хранение

Многие автомобилисты, чтобы постоянно не подзаряжать АКБ при хранении, используют борную кислоту. Она применяется для понижения скорости саморазряда, в таком случае батарею можно хранить хоть в квартире, хоть в гараже.

Как хранить аккумулятор долго

Для этого способа хранения АКБ следует действовать по следующей инструкции:

  1. Для начала следует зарядить на максимум автомобильную аккумуляторную батарею, помните, что перезаряд также несет в себе опасность.
  2. Смешайте порошок борной кислоты и дистиллированную воду, вам необходимо получить 5%-10% раствор борной кислоты — это, примерно, одна чайная ложка борной кислоты на стакан воды. Также продается борная кислота в пузырьках (также 5% и 10%), в таком случае можно использовать её без смешивания с водой.
  3. После этого большим шприцем или ареометром аккуратно и не спеша (примерное время слива — 20 минут!) откачайте электролит из ячеек АКБ.Как хранить аккумулятор долго
  4. Далее тщательно (не менее двух раз) промойте свинцовые колодцы дистиллированной водой для удаления осадков. Занять это действие должно примерно полчаса.Как хранить аккумулятор долго
  5. Сразу же после промывки залейте полученный раствор борной кислоты в каждую ячейку и плотно закрутите пробки, затем можно спокойно убрать АКБ на хранение. Разряжаться такой аккумулятор будет значительно медленнее, поэтому даже не придется контролировать его напряжение.
  6. Борная кислота отрицательно реагирует на понижение температуры, поэтому мы рекомендуем вам хранить такую батарею при температуре от 0 до +10 градусов. Также заверните его в одеяло чтобы спрятать его от воздействия солнечны лучей. Одеяло может быть как обычное, так и специально купленное для аккумулятора.

Возвращаем работоспособность законсервированного АКБ

  1. Перво-наперво медленно (в течение 20 минут) слейте раствор борной кислоты, можно делать это, слегка наклоняя батарею либо пользуясь шприцом.
  2. Обязательно наберите в ячейки чистой дистиллированной воды и оставьте на 10-15 минут, потом слейте ее полностью, желательно повторить этот процесс несколько раз. Также можно подсушить колодцы строительным феном, тогда при заливании электролита плотность останется неизменной.
  3. После этого в ячейки шприцем вливаем сернокислый электролит (с плотностью ≈ 1,28 г/см³), можно купить готовый электролит или сделать его самому, используя воду и серную кислоту (но лучше купить!). Если будете изготавливать электролит самостоятельно, то добейтесь правильной плотности, так как от этого зависит функциональность АКБ. Подробную таблицу плотности вы сможете найти выше в статье. Лучше всего заливать электролит при комнатной температуре, так как плотность может измениться при другой температуре если вы будете заливать.Как хранить аккумулятор долго
  4. Дайте аккумулятору постоять, после убедитесь что плотность не понижается, только после этого можно будет установить аккумуляторную батарею на свой автомобиль. После этого аккумулятор будет также полноценно работать, как и прежде, но все же следует хотя бы раз в полгода проводить полную диагностику АКБ.

Ниже вы можете посмотреть несколько полезных виде по теме:

Мы надеемся, что нашу статью было интересно читать и вы взяли из нее много полезной информации для себя. Следите за состоянием аккумулятора и тогда он не подведет вас даже в самые лютые морозы. Желаем вам успехов!

Как хранить аккумулятор зимой: где лучше хранить, при какой температуре

5 (100%) 3 проголосовало

Как хранить аккумулятор зимой если авто стоит на приколе

Когда предполагается не эксплуатировать автомобиль в зимнее время года, целесообразнее всего заранее позаботиться о том, чтобы и автомобиль, в целом, и каждая его деталь, в частности, максимально полно сохранили свой ресурс. Сегодня мы поговорим о том, как хранить аккумулятор зимой, если авто не используется. Где лучше и как правильно организовать хранение АКБ.

Можно пойти двумя путями: первый – это просто, без объяснений, дать рекомендации, и второй – дать необходимую теорию, чтобы вы смогли понять, что к чему и откуда, для того, чтобы вы впоследствии сами могли принимать правильные решения, без подсказок. Мне второй вариант кажется более правильным, поэтому начнем с теории. Если вы не любите теорию, прокручивайте страницу сразу до практики.

Теория

Начнем с простого – с устройства аккумулятора и принципа его работы. Объясню, как я это понимаю.

Устройство свинцового аккумулятора

Аккумулятор от легкового автомобиля, чаще всего, состоит из шести так называемых «банок». Не знаю точно, зачем это сделано, но так, наверное, КПД батареи получается выше. В общем, не суть. В каждую емкость помещено определенное число свинцовых пластин, играющих роль электродов, и залит электролит – жидкость, состоящая на 65% из дистиллированной воды и на 35% серной кислоты.

Принцип работы свинцового аккумулятора

Электрический ток в аккумуляторной батарее образуется за счет химической реакции: свинец, из которого выполнены платины, находясь в водном растворе серной кислоты, начинает взаимодействовать с кислотой. В итоге образуется сульфат свинца. Не надо это запоминать, просто поймите, что из нужных для работы АКБ свинца и серной кислоты получается соль.

Когда свинцовый аккумулятор используется в качестве источника электрического тока, т.е. он разряжается, кристаллы образующейся соли (сульфата свинца) оседают на свинцовых пластинах. Когда аккумулятор заряжается, происходит обратный процесс – свинец выделяется в чистом виде, серная кислота увеличивается в концентрации.

Теперь давайте подумаем над тем, что необходимо для полноценной и эффективной работы аккумуляторной батареи. Во-первых, это свинец. Причем чистый. В идеале свинцовые пластины должны быть чистыми. Во-вторых, это наличие серной кислоты – иначе как будет образовываться соль? Если не будет химической реакции, не будет электрического тока. Процентное соотношение составляющих электролита не зря указано. Именно в таком растворе химический процесс протекает устойчиво и эффективно.

Итак, аккумулятор, когда используется по прямому назначению, разряжается. Кристаллы сульфата свинца в это время оседают на свинцовых пластинах. Если машина не стоит, а активно эксплуатируется, работает генератор, который заряжает АКБ. В таком случае соль не успевает «прикипеть» к пластинам – когда батарея начинает заряжаться, пластины очищаются. Если же между моментом разрядки и моментом зарядки батареи проходит существенный период времени, пластины очищаются частично. Чем больше времени аккумулятор находится в разряженном состоянии, тем меньше шансов вернуть чистоту электродов, а значит, полную работоспособность батареи. Чаще всего страдает емкость.

Что такое емкость аккумулятора

Емкость аккумулятора является одним из самых важных параметров для автолюбителей. Она свидетельствует о том, сколько времени каждая конкретная АКБ сможет питать электрическую систему. Обычно, чем больше – тем лучше. Емкость измеряется в Ампер-часах (Ач или Ah).

Так как для протекания реакции необходим свинец и серная кислота, то емкость свинцового АКБ определяется:

  1. тем, сколько атомов свинца смогут участвовать в химической реакции,
  2. какова плотность электролита.

Следовательно, чем больше площадь поверхности свинцовых пластин и оптимальнее плотность электролитического раствора, тем больше емкость аккумулятора. В идеальном случае максимальная емкость достигается в той батарее, в которой все электроды (свинцовые пластины) абсолютно чистые, а содержание серной кислоты в водном растворе четко выверено.

В процессе работы аккумуляторной батареи, а именно – в ходе циклов «разряд-заряд», сульфатация пластин неминуема.

Сульфатация – постепенное загрязнение кристаллами соли (сульфатом свинца) свинцовых пластин-электродов.

Постепенно электроды начинают покрываться все большим и большим количеством соли. Таким образом, площадь электродов, активно участвующая в химической реакции, постоянно уменьшается. Следовательно, со временем количество свободного от загрязнений свинца, который может участвовать в химическом процессе, уменьшается. Это снижает полезное время разряда аккумулятора, иначе – его емкость. В конечном итоге старый аккумулятор (или не совсем старый, а просто тот, который неправильно эксплуатировался) практически перестает заряжаться, т.е. его емкость становится близкой к нулю.

Практика

После того, как мы поняли, что из себя представляет свинцовая аккумуляторная батарея, каков принцип ее работы, и от чего зависят ее емкость и работоспособность, самое время переходить к практическим проблемам, возникающим в процессе эксплуатации АКБ. Думаю, логичнее всего будет представить эту часть в виде вопросов и ответов.

Где хранить аккумулятор?

Первый вопрос из наиболее часто задаваемых автолюбителями – это где лучше хранить аккумулятор. Традиционно рассматриваются два варианта: в гараже и дома. Какой из вариантов лучше, давайте разберемся.

На самом деле, совершенно без разницы, где будет храниться АКБ. Значение имеют только параметры окружающей среды:

  1. температура,
  2. влажность,
  3. освещенность.

Оптимальная температура для хранения – от минус 10 до плюс 10 градусов Цельсия. Почему – скажем ниже, отдельно. Сейчас просто запомните эти значения. А вот про остальные два параметра расскажем подробнее.

Чем суше воздух, тем лучше для АКБ, тем дольше он будет разряжаться. Когда в помещении влажно, предметы зачастую покрываются конденсатом, водяной пленкой, изморозью, льдом. Таким образом, влажность в помещении провоцирует создание токопроводящих мостиков между электродами аккумулятора, в результате чего батарея будет разряжаться быстрее, чем нужно.

АКБ рекомендуется хранить в затемненном месте, прямое попадание солнечных лучей губительно сказывается на корпусе – пластик, из которого выполнен аккумулятор, портится от воздействия на него ультрафиолетового излучения: становится сухим, ломким, в конечном итоге может просто треснуть или рассыпаться.

Итак, где хранить аккумулятор автомобиля зимой? Там, где на него не будет светить солнце, воздух будет сухим, а температура составит от -10 до +10 градусов.

Например, в гараже нет проблем с прямыми солнечными лучами, солнца там вообще нет. Зато есть проблема с морозом под минус 30-40-50 (выбирайте, что вам ближе) и повышенной влажностью. Если же вы живете в регионе с более щадящим климатом, и у вас не бывает морозов ниже 10-15 градусов, плюс вы можете обеспечить в гараже приемлемую влажность воздуха, с потолка ничего не капает, тогда смело оставляйте аккумуляторную батарею там.

Если выбираете хранение аккумулятора зимой дома, тогда позаботьтесь о том, чтобы на него не попадали солнечные лучи. Не ставьте его возле батареи. Лучше всего поместите его в темное прохладное место, например, в чулан или кладовку. Можете вынести его на балкон, если там температура будет соответствовать указанным выше значениям.

Как хранить аккумулятор?

Второй вопрос, который интересует пользователей, как правильно хранить аккумулятор автомобиля. Оказывается, неспроста люди задают этот вопрос. Нельзя просто так взять и поставить на хранение. Следует произвести некоторые манипуляции с АКБ, если, конечно, вы хотите, чтобы батарея потом еще долго служила.

Как хранить аккумулятор автомобиля зимой в то время, когда машина простаивает? Ну, во-первых, аккумулятор нужно полностью зарядить. Напряжение полностью заряженной свинцовой батареи, используемой в легковом автотранспорте, должно составлять от 12,4 до 12,7 Вольт.

Во-вторых, АКБ необходимо тщательно очистить от различного рода загрязнителей: масла, охлаждающей жидкости и т.п.

Поверхность корпуса, в особенности между клеммами, должна быть абсолютно чистой и сухой. Только так можно с уверенностью сказать, что между полюсами батарею не возникнет токопроводящих мостиков и, следовательно, аккумулятор не будет разряжаться быстрее, чем нужно.

Нормой считается саморазряд аккумуляторной батареи на уровне примерно 1% в месяц.

В-третьих, после очистки корпуса желательно смазать клеммы аккумулятора техническим вазелином или его аналогами – это позволит снизить их окисление в процессе хранения.

И, в-четвертых, обязательно установите батарею в строго горизонтальное положение. Если оставить АКБ в наклонном состоянии, то часть электродов будет выступать из электролита, а значит, окисляться. Этого происходить не должно.

Нужно ли отключать аккумулятор?

Отключение аккумулятора при длительном простое автомобиля однозначно необходимо. И вот почему.

Даже если вы отключите все приборы, сигнализацию и т.д. – все равно электрическая цепь будет замкнута. Это провоцирует микротоки, что, в свою очередь, приводит к полному разряду. А полный разряд, как вы уже поняли, это очень плохо для свинцовой АКБ.

Снимать аккумулятор с машины на зиму необходимо и по технике пожарной безопасности. Нельзя оставлять без присмотра источник сильного тока на долгий период времени.

Кроме того, если, к примеру, у вас весной с потолка в гараже капает, то где гарантия того, что между клеммами не образуется лужа, которая вызовет короткое замыкание? Поэтому без отключения аккумулятора точно не обойтись. Мало того, крайне желательно убрать аккумулятор на полку, повыше и подальше от влаги.

Если же вы любитель хранения автомобиля на улице, то все вышесказанное к вам относится в первую очередь. Иначе весной придется покупать новый аккумулятор. И это – меньшее из того, что может произойти за время простоя машины.

Итак, нужно ли снимать аккумулятор с автомобиля на зиму? Думаю, да. Лучше собрать волю в кулак, заморочиться, и сделать все как надо. Тогда и аккумулятор сохраним, и автомобиль.

При какой температуре хранить аккумулятор?

Также популярен такие вопросы, как: при какой температуре хранить аккумулятор и какую температуру он выдерживает. Ранее кратко уже был указан предпочтительный диапазон температур: -10..+10 градусов Цельсия.

Нужно понимать, что химическая реакция, протекающая во время разряда АКБ, замедляется при понижении температуры вплоть до минус десяти градусов. При температуре воздуха с более низкими значениями батарея начинает разряжаться сильнее. Причиной становится замерзание электролита.

Температура выше 10-15 градусов тепла также губительно сказывается на сохранении заряда батареи. В этом случае повышенная температура способствует ускорению химической реакции внутри банок аккумулятора.

Заключение

Вроде бы уже много сказано. По-моему, все разложено по полочкам. Единственное, что хотелось бы добавить, это правила отключения и подключения аккумулятора. Здесь все просто: перед снятием клемм отключите все приборы и положите в карман ключ зажигания (мало ли, вдруг двери закроются противоугонкой), первой снимите минусовую клемму, потом уже плюсовую. Порядок снятия клемм должен быть именно таким, иначе, ненароком, можно создать короткое замыкание.

На этом свою миссию считаю выполненной. Если остались вопросы или у вас есть возражения, то милости просим в комменты. Если информация была полезной, то просьба поддержать проект, поделившись ссылкой в соцсетях. Заранее спасибо!

Смотрите также:

Советы о том, как правильно хранить дома аккумуляторные батареи зимой

Аккумулятор машиныС наступлением холодов многие автовладельцы прекращают эксплуатацию транспортных средств до весны. Это связано со сложностью вождения, а также с другими неудобствами использования автомобиля в зимний период. Одной из уязвимых частей транспортного средства в период морозов является аккумуляторная батарея (АКБ). Очень важно знать, как правильно хранить аккумулятор автомобиля, чтобы в холодное время года не возникали трудности. Для начала стоит разобраться в типах и особенностях этих устройств.

Типы автомобильных аккумуляторов

Необходимо рассмотреть типы аккумуляторов, используемых для запуска двигателя автомобиля, т. к. условия хранения и эксплуатации батарей, созданных по разным технологиям, несколько отличаются друг от друга.

Сурьмянистый тип

Правильное хранение аккумуляторовСвинцовые пластины таких аккумуляторов содержат более 5% сурьмы. Свинец — мягкий метал, поэтому для достижения необходимой прочности добавляется сурьма. Но она провоцирует интенсивное испарение воды из электролита. На корпусе ставится маркировка буквами Sb.

В данный момент такие батареи больше не производятся и встречаются крайне редко, т. к. требуют постоянного обслуживания — доливки электролита. Допускать падение уровня электролита категорически запрещено. В остальном аккумулятор неприхотлив как в использовании, так и в хранении. При консервации на зиму обязательна проверка уровня электролита в банках.

Малосурьмянистые АКБ

Аккумуляторные батареиЧтобы сократить интенсивность испарения воды из электролита, в современных АКБ уменьшено содержание сурьмы в пластинах, теперь оно составляет менее 5%. Это позволяет гораздо реже доливать электролит. Но всё равно проверки уровня заполнения банок аккумулятора обязательны, делать это нужно в среднем два раза в год.

Помимо этого, необходимо осуществить проверку уровня электролита перед постановкой батареи на хранение. Все рекламные утверждения, что АКБ такого типа не нуждаются в обслуживании, являются маркетинговым мифом. К плюсам таких батарей можно отнести то, что они не склонны к саморазряду, не теряют ёмкость и имеют низкую цену. Они маркируются на корпусе Sb+.

Кальциевый вариант

В батареях этого типа сурьма в свинцовых пластинах заменена кальциевыми добавками. Это практически прекращает испарение воды из электролита, что позволяет забыть о необходимости контроля жидкости в банках и делает батарею действительно не нуждающейся в обслуживании. На корпусе таких аккумуляторов, как правило, стоит маркировка Ca/Ca.

Из минусов этого типа нужно отметить, что батарея очень привередлива к критическому разряду. Достаточно несколько раз полностью разрядить аккумулятор — и он потеряет ёмкость, что приведёт к необходимости замены батареи. Поэтому при постановке на зимнее хранение АКБ должен быть полностью заряжен, а время от времени следует контролировать уровень заряда.

Гибридная разновидность

Качественный аккумуляторТакие АКБ имеют маркировку Ca/Sb, Ca+. Электродные пластины изготавливаются по двум различным технологиям. Плюсовые решетки производятся с добавлением сурьмы, минусовые — изготавливаются по технологии с добавлением кальция. Эти батареи — попытка объединить лучшие качества двух типов аккумуляторов. Получилось среднее по характеристикам устройство с малым испарением электролита и достаточной неприхотливостью к полному разряду. Требует контроля заполнения банок устройства только при постановке на зимнее хранение — это обязательное условие, так же как и полный заряд.

AMG и GEL

Батареи этого типа называют гелевыми: серная кислота в них находится в связанном состоянии, проще говоря, в виде геля. Такие АКБ долговечнее всех вышеописанных видов батарей. Они не требуют обслуживания и неприхотливы к критическому разряду. Разница между AMG и GEL видами в способе связывания серной кислоты, являющейся электролитом:

  • AMG технология — пропитка серной кислотой пористого стекловолокна, находящегося между решётками электродов.
  • GEL технология приводит электролит в состояние геля при помощи кремневых добавок.

Эти АКБ требуют специальных зарядных устройств, в хранении неприхотливы, достаточно лишь соблюдать оптимальную температуру хранения.

Щелочные батареи

Эти батареи называются никель-кадмиевыми и имеют маркировку на корпусе Ni-Cd. В них вместо кислоты в качестве электролита используется щёлочь. В настоящее время такие батареи редко используются как стартерные аккумуляторы, и только в грузовом транспорте. Использование этого типа батарей для легковых автомобилей производители считают нецелесообразным. Применяются они в основном как тяговые батареи в различной складской и производственной технике (например, в электрокарах). В эксплуатации очень неприхотливы и требуют малое количество электролита, т. к. он не расходуется при химической реакции.

Из положительных характеристик стоит отметить четыре очень важных для успешной консервации фактора:

  • Отлично переносят критическую разрядку.
  • Консервация и длительное хранение возможны без потери эксплуатационных параметров.
  • Имеют минимальный саморазряд в отсутствии эксплуатационной нагрузки.
  • Не выделяют вредных испарений.

Ионно-литиевые накопители

Батареи такого типа имеют маркировку Li-Ion и пока встречаются редко. Используются в основном для питания электроинструментов (например, шуруповёртов). По такому же принципу производят бытовые заряжаемые батарейки и аккумуляторы для мобильных телефонов. Но встречаются и автомобильные АКБ, созданные по этой технологии. К плюсам таких батарей можно отнести очень большую энергоёмкость и минимальную степень саморазряда, что очень важно при длительном хранении.

Минусов тоже достаточно:

  • Большая чувствительность к минусовым температурам.
  • Малое количество циклов зарядки и разрядки — около пятисот раз.
  • При длительном хранении снижается энергоёмкость. За период в два года ёмкость упадёт в среднем на 20%.

Обслуживания батареи не требуют, но для хранения литий-ионных аккумуляторов важен температурный режим и полный заряд.

Подготовка АКБ к зимней консервации

Перед длительным хранением необходимо провести ряд обязательных мероприятий, которые позволят сохранить аккумулятор любого типа в гарантированно работоспособном состоянии без потери ёмкости заряда.

  • Разряженное хранение аккумулятораПрежде всего, нужно тщательно очистить верхнюю часть поверхности корпуса, особенно между клеммами, от грязи, возможных окислений, влаги и т. д. Важно, чтобы поверхность между клеммами была сухой и чистой. В противном случае в загрязнениях и отложениях на корпусе могут образовываться микротоки между контактами, что приведёт к преждевременной разрядке батареи. Если не следить за чистотой батареи, дело может дойти до глубокого разряда и, как следствие, возможной потере ёмкости или работоспособности АКБ.
  • В обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ важно проверить уровень и плотность электролита. Плотность должна равняться 1,28 г/см3. В необслуживаемых АКБ необходимо следить за зелёным индикатором в глазке. Какой уровень электролита, разобраться несложно: горит зелёным — сохраняется норма, горит красным — нужно доливать дистиллированную воду и проверять плотность.
  • Перед постановкой на хранение обязательна проверка напряжения. Оно должно быть минимум 12.4 В, но лучше 12.7 В. Если напряжение ниже, то батарею необходимо зарядить. Часто встречаются советы по хранению аккумулятора в разряженном состоянии — это неправильно, и приводит к потере ёмкости и выходу батареи из строя. Такие рекомендации исходят от людей, не имеющих понятия об элементарных законах химии и физики, которые преподаются в средней школе.
  • Клеммы батареи желательно покрыть солидолом или техническим вазелином для уменьшения возможного окисления при контакте с воздухом.

После всех вышеописанных манипуляций батарея готова к длительному хранению. Теперь необходимо выбрать, где хранить аккумулятор автомобиля зимой.

Выбор места

Для хранения АКБ нужно выбрать место с оптимальными температурными условиями. Существует рекомендации, согласно которым необходимы холодные условия и температура от минус 10 до +5 градусов. Некоторые советуют хранить батарею в тепле, возле источника отопления. Однако это неверно. Вариант хранения аккумулятора зимой дома — одно из самых правильных решений по созданию идеальных условий консервации.

Холодные условия хранения от минус 10 до +5 градусов ведут к быстрому разряду батареи. Потребуется частый контроль уровня заряда, на что не всегда есть время, да и можно попросту забыть вовремя проконтролировать.

Слишком тёплое место (с температурой более +23), возле источника отопления, может привести к сульфатации решёток и, как следствие, к потере ёмкости. В худшем случае батарея может выйти из строя.

Места с сильно повышенной влажностью тоже не подойдут. На верхней части корпуса будет образовываться влага, что приведёт к прохождению микротоков между клеммами и к разрядке устройства. Глубокий разряд всегда вреден для любого типа батарей. Так что холодный балкон или сарай точно не соответствует требованиям того, как хранить автомобильный аккумулятор.

Оптимальное хранение будет обеспечено при температуре от +10 до +15 градусов в сухом помещении. Отлично подойдут домашние условия: кладовка в квартире, утеплённая лоджия, тамбур или отапливаемый бокс (гараж).

Время хранения АКБ без подзарядки.

Во время бездействия батареи разных типов постепенно теряют первоначальный заряд, его необходимо контролировать. Периодичность контроля зависит от типа аккумуляторной батареи. Ниже указаны интервалы проверок и подзарядки устройств различных типов.

  • Подзарядка аккумулятораСурьмянистые устройства ввиду устаревшей технологии производства достаточно быстро теряют заряд — контроль необходим ежемесячно.
  • Малосурьмянистые держат заряд несколько дольше, и проверки необходимы примерно раз в три месяца при температуре хранения +15 градусов.
  • Гибридные устройства ввиду малого содержания сурьмы (до 1,7%) и кадмия (до 1.9%), требуют меньшее количество электролита. Хранятся такие батареи до пяти месяцев без контроля и подзарядки.
  • Кальциевые устройства могут обходиться без контроля от семи месяцев до года.
  • Гелевые устройства тоже долго держат заряд и могут без проверок пролежать до года.
  • Щелочные АКБ требуют ревизии каждые 7−8 месяцев.
  • Ионно-литиевый тип батарей необходимо контролировать 1 раз в год.

Чем современней технология изготовления аккумулятора, тем реже она нуждается в контроле и подзарядке, но все же по техническим рекомендациям, указанным в инструкциях по применению, они должны проводится. Чтобы избежать неприятных случаев самопроизвольного разряда АКБ раньше указанных сроков, при хранении лучше осуществлять проверки уровня заряда каждые два месяца независимо от типа батареи.

Хранение новых аккумуляторных батарей

Иногда, приобретая батарею осенью или зимой, встаёт вопрос, как её сохранить в должном состоянии до начала весеннего автомобильного сезона.

Время хранения аккумулятораПрежде всего, стоит сказать, что при покупке, если это не сухозаряженная АКБ и в неё уже залит электролит, стоит обратить внимание на месяц и год выпуска. Если батарея выпущена более года назад, то покупать её не стоит, независимо от технологического типа. Простоявшее долгое время без заряда устройство, как правило, сильно теряет в ёмкости. Есть большая вероятность приобрести именно такую батарею, а потом зря винить себя в неверном хранении.

Если с датой выпуска всё нормально, то после приобретения устройства его нужно зарядить током в 4−5 А в течение суток. После этого аккумулятор можно убрать в сухое место с температурой примерно +15 градусов.

Планомерное соблюдение описанных рекомендаций по сохранению аккумулятора в зимний период даст возможность смело продолжить его полноценное использование без потерь в ёмкости заряда.

при какой температуре, как его сохранить, если он новый

Подготовка аккумулятора к хранениюВо время зимы некоторые водители ставят свои машины на прикол. Всё-таки езда и эксплуатация авто в летнее и зимнее время — это две разные вещи. Перед тем как оставлять машину зимовать, необходимо позаботиться о ней, чтобы к весне все её механизмы были исправны. Например, нужно озадачиться тем, как хранить аккумулятор автомобиля. Стоит ли его зарядить или, наоборот, разрядить. Необходимо рассмотреть этот вопрос подробнее.

Подготовка к хранению

Если автомобиль не планируется эксплуатировать в течение всей зимы, а холодное время года в средней полосе России длится с ноября по апрель, то есть 6 месяцев, то необходимо тщательно подготовить аккумулятор к зимовке. За такое длительное время простоя он может полностью разрядиться, может произойти сульфатация, а там уже и неминуемая «смерть». Перед зимовкой необходимо сделать три шага:

  1. Как хранить аккумулятор автомобиляОчистить поверхность АКБ. За период эксплуатации на батарее скапливаются брызги тосола, антифриза и даже масла. Любые жидкости могут быть проводниками между клеммой и батареей, что приведёт к разрядке. Поэтому нужно снять клеммы и тщательно протереть поверхность АКБ.
  2. Если АКБ обслуживаемый, то необходимо проверить плотность электролита. Она должна быть 1,28 г/ см3. Жидкость должна покрывать пластины полностью. Если аккумулятор необслуживаемый, то необходимо следить за электролитом с помощью специального зелёного глазка.
  3. Кроме того, нужно проверить напряжение батареи. Оно должно быть выше 12,4 вольт, в идеале — 12,7 вольт. Если меньше, то обязательно необходимо зарядить АКБ.

Также, чтобы правильно хранить аккумулятор автомобиля, необходимо клеммы смазать специальным вазелином или аналогичной смазкой — это снизит окисляемость с окружающим воздухом.

Зарядка аккумулятора

Хранить автомобильный аккумулятор необходимо ЗАРЯЖЕННЫМ! Это обязательно, так как при полной разрядке батареи её ёмкость уменьшится на 10−20%, а также запустится реакция сульфатации. Как определить, что этот процесс в аккумуляторе запущен:

  1. При какой температуре хранить аккумуляторОткрутить пробки и заглянуть внутрь. Если пластины покрыты белым налётом, то сульфатация там процветает.
  2. При зарядке батареи электролит начинает быстро закипать. Проходит буквально полчаса, и АКБ показывает максимальный заряд.
  3. После полной зарядки аккумулятора он все равно не запускает двигатель автомобиля, а работа обычной фары сажает АКБ до нуля за 5−10 минут.
  4. Ёмкость батареи значительно меньше, чем её изначальные показатели. Например, обычная ёмкость 60 Ам*ч, а АКБ выдаёт 30 Ам*ч. Очевидно, что ёмкость катастрофически упала.
  5. Если на батарее быстро образуется белый налёт, притом что поверхность регулярно протирается. Это свидетельствует о постоянном закипании электролита. Нужно срочно проверить ёмкость АКБ.

Условия хранения

Как хранить новый аккумулятор для автоАвтовладельцы часто интересуются, при какой температуре хранить аккумулятор. Здесь существует много легенд и мифов. Кто-то считает, что батарею нужно держать в прохладном месте, кто-то — что, наоборот, в тёплом, чуть ли не у батареи. А правда, как обычно, находится посередине. Идеальные условия для хранения — от +10 до +15 ˚С. Кроме того, на батарею не должны попадать прямые солнечные лучи, так как они провоцируют повышение температуры АКБ и, как следствие, запускают процесс сульфатации.

Таким образом, хранение аккумулятора дома возможно только в прохладной кладовой или тёмной комнате, где температура не поднимается выше +15 ˚С. Слишком холодное помещение провоцирует разрядку батареи. Кроме того, необходимо сухое помещение, потому что сырой воздух может замыкать клеммы микротоками — это ведёт к быстрой разрядке хранимого аккумулятора.

Внимание! Хранить АКБ нужно в строго горизонтальном положении, то есть так, как он стоит под капотом. Если нечаянно наклонить батарею, то частицы, осевшие на дно аккумулятора, зальются на пластины, и произойдёт замыкание, которое полностью выведет из строя устройство.

Продолжительность хранения аккумулятора без подзарядки

Чтобы сохранить АКБ в рабочем состоянии, напряжение лучше проверять раз в месяц. Это обезопасит автовладельца от разрядки батареи до уровня меньше, чем 12,4 вольта. Срок хранения также зависит от вида АКБ:

  • малосурьмянистые — можно держать до 3 месяцев без подзарядки;
  • гибридные — до 5 месяцев;
  • кальциевые — от 8 до 12 месяцев.

Хранение нового аккумулятора

Зарядка аккумулятораМногие водители интересуются, как хранить новый аккумулятор для авто. Для начала необходимо определить, как давно был изготовлен АКБ. Если месяц назад и ни разу не эксплуатировался, то необходимо только поставить батарею на полную подзарядку, а потом каждые две недели проверять напряжение и подзаряжать, если показатель меньше 12,4 вольта.

Если же АКБ был изготовлен два-три года назад, то его свойства гораздо хуже, чем у недавно изготовленной батареи. Если его не подзаряжали, то даже не стоит брать такой аккумулятор. Наверняка будут проблемы с его ёмкостью. Для того чтобы проверить, насколько годен к эксплуатации такой АКБ, нужно поставить его на машину и поездить на авто около часа, а потом попробовать разрядить батарею за полчаса, то есть включить фары, музыку, обогрев стекла. Если за указанное время АКБ не разрядится, то его можно использовать.

Интересные факты

Условия хранения аккумулятораПервый аккумулятор был выпущен в 1802 году. Он представлял собой пластины меди и цинка, спаянные между собой на концах. Их помещали в деревянный короб, в который была налита кислота или морская соль, и заливали цементом. В 1859 году была создана первая батарея, которую можно было заряжать. Она состояла из свинцовых пластин, которые помещались в серную кислоту.

Невозможно найти идеальный аккумулятор, который подойдёт на все случаи в жизни. Для каждой конкретной ситуации нужен определённый тип батареи. Нельзя менять АКБ при включённом двигателе. Смена батареи вызывает перепады напряжения, что может негативно сказаться на электронике авто.

Не нужно «будить» аккумулятор перед запуском автомобиля. Несколько лет назад перед пуском двигателя зимой, водители предварительно включали фары для того, чтобы разогреть АКБ. Сейчас технология производства поменялась, а привычка «будить» батарею осталась. Но она бесполезна.

Зимой может разрядиться даже новый аккумулятор. Если машина используется для коротких поездок по городу, а обороты двигателя не превышают 3 тыс., то батарея просто не успевает подзарядиться, так как мало восприимчива к зарядке при холодных температурах. Таким образом, хранение АКБ — вещь трудоёмкая, но важная. При соблюдении правил батарея прослужит долгое время и сохранит свои свойства.

Аккумулятор зимой. Хранение аккумулятора. Уход за аккумулятором

 

Зимняя пора проблематична не только для людей, но и для механизмов. Дело в том, что сырость, холодный стылый ветер и снег самым отрицательным образом влияют на состояние различных технических устройств. Причем особенно от сырости страдают аккумуляторы.

Причина, по которой аккумуляторы выходят из строя, заключается в том, что зимой нагрузка на данное техническое устройство существенно увеличивается. Винить в этом стоит не только негативное влияние погодных факторов, но и растущее потребление электроэнергии. Просто зимой при работе автомобиля задействуются дополнительные потребители электроэнергии. К их числу, например, относятся габаритные огни и фары.

Также расход электроэнергии идет на электроподогрев стекол и создание комфортного микроклимата внутри салона. Учитывая такую большую нагрузку, не сложно предугадать, что если в данный период не обеспечить правильный уход за аккумулятором, то срок службы его существенно сократится. Именно поэтому обеспечение работоспособности техники имеет такое большое значение.

В целом уход за аккумуляторной батареей в зимний период можно разделить на два момента. Первое – обеспечение работоспособности устройства при непрерывном использовании. Второе – обеспечение правильного хранения, когда автомобиль зимует в гараже.

Продляем срок службы аккумулятора, правильно эксплуатируя его зимойПродляем срок службы аккумулятора, правильно эксплуатируя его зимой

Зимой, как выше сказано, нагрузка на аккумулятор намного больше. Нередко машина, простоявшая ночь на улице, не заводится с первого раза. А если и заводится, то мотор с замершими цилиндрами и поршнями требует намного больше отдачи от батареи, чем при запуске в обычных условиях. В итоге, аккумулятор толком не успевает зарядиться, и чтобы обеспечить его постоянную боевую готовность, автомобилисту будет нужно постоянно поддерживать его в рабочем состоянии, уделяя внимания больше, чем обычно.

Причем вспоминать об этом нужно не тогда, когда уже пару ночей машина ночевала при температуре ниже нуля, а значительно ранее. Дело в том, что если мотор длительно прокручивается (более пятнадцати минут подряд), это способствует оплыву пластин батареи, падению ее энергоемкости и ухудшению функционирования. В итоге, постепенно без надлежащего ухода аккумулятор выходит из строя, и его нужно будет менять. Сохранить рабочее состояние аккумулятора зимой поможет перечень следующих действий:

1. выполняем очищение вентиляционных отверстий и корпуса аккумулятора от скопившихся за летнее время загрязнений;

2. удаляем окись с клемм и обрабатываем их литолом;

3. во время обработки не затягиваем болты, чтобы при необходимости (во время короткого замыкания) клеммы могли легко размыкаться;

4. повышаем уровень заряда источника питания аккумулятора до нормы, указанной производителем. Если вы не можете сделать это самостоятельно по причине отсутствия опыта и специального оборудования, вам просто необходимо обратиться за помощью к профессионалам.

Подобный комплекс мероприятий нужно проводить ежемесячно — пару раз, а то и чаще, особенно если батарея старая и еле-еле работает. На ночь и перед тем, как отправиться в ответственную поездку, лучше аккумулятор оставлять на ночь дома. Ведь при падении температуры скорость всех процессов, протекающих в батарее, замедляется, а это влечет за собой уменьшение ее энергоемкости.

Дополнительно отметим, что для бесперебойной работы батареи зимой стоит обязательно использовать какой-либо теплоизоляционный материал, чтобы защитить от холодов сам аккумулятор и моторный отсек. Параллельно с этим в течение всей зимы нужно периодически подзаряжать аккумулятор, чтобы повысить его работоспособность. Профессионалы также рекомендуют по утрам, заводя и прогревая мотор, не включать фары, климат-контроль и другие дополнительные потребители электропитания, чтобы дать батарее нарастить мощность до нужного уровня. Для отечественного климата также не будет лишним покупать особые стартерные аккумуляторы, работающие на базе свинцовых пластин. Такие аккумуляторы без проблем работают даже при очень низких температурах. Ну и напомним, что хранить аккумулятор в зимний период, если машина остается зимовать в гараже, нужно тоже правильно.

Особенности хранения аккумулятора в зимний периодОсобенности хранения аккумулятора в зимний период

Правильное хранение аккумуляторной батареи имеет огромное значение. В подобном случае желательно отсоединить аккумулятор, отключив одну клемму. При этом возникнет не слишком сильный разряд аккумулятора, после чего его не нужно будет регулярно подзаряжать. Когда же на улице будут сильные морозы, то лучше извлечь аккумулятор из машины и спрятать его в место потеплее. Например, в погребе или в подвале. Там все равно температура выше, чем на улице.

Также стоит отметить, что принцип хранения батареи аккумулятора во многом зависит от того, в каком состоянии она находится. Речь идет о том, какая батарея – сухой зарядки или залитая электролитом. Если хранить нужно сухозаряженный аккумулятор, то тут необходимо правильно выбирать место хранения. Так, помещение, в котором будет храниться аккумулятор, не должно быть влажным и в нем должна быть хорошая циркуляция воздуха.

Также стоит отметить, что во время хранения также на корпус аккумуляторной батареи не должен попадать солнечный свет. Дело в том, что прямые солнечные лучи могут испортить и деформировать пластик, из которого сделан корпус аккумулятора. Итогом этого станет наличие частых сбоев в его работе. Также перед тем, как положить аккумулятор на хранение, нужно уточнить его герметичность. Для этого оцените степень затяжки всех пробок, которые имеются на банках. Также на корпусе аккумулятора должны полностью отсутствовать любые повреждения.

Хранение аккумулятора с электролитом

Чтобы сохранить аккумуляторное устройство в рабочем состоянии до следующего сезона, стоит последовательно отключать клемму с минусом, а затем – с плюсом. Важность отключения именно таким образом имеет большое значение, поскольку в противном случае может возникнуть короткое замыкание, которое выведет из строя технику. Хранить аккумуляторы любого типа, а не только залитые, стоит только горизонтально. Не стоит сливать из аккумулятора электролит, так как он быстро сломается.

До того, как ставить батарею аккумулятора на хранение, необходимо устранить с ее корпуса электролит. Далее, чтобы обеспечить адекватное хранение, нужно сверить уровень электролита, находящегося в банках. В случае, когда уровень электролита понижен, до нормы нужно долить дистиллированной воды. Во время работы не стоит использовать кислоту и обычную водопроводную воду, так как можно повредить аккумуляторную баратею. По окончании всех вышеперечисленных действий, непосредственно перед помещением аккумулятора на хранение, необходимо напоследок зарядить его под завязку.Заряжай аккумулятор зимой чаще!

В том случае, когда у вас нет возможности зимой регулярно поднимать заряд батареи на нужный уровень, вы можете залить ее на время хранения 5-тным раствором борной кислоты. Этот принцип хранения позволяет избежать саморазрежения батареи на период длительного бесподзарядочного хранения. При этом действовать необходимо таким образом:

1. зарядить полностью аккумуляторную батарею, а затем постепенно, в течение десяти – двадцати минут, слить электролит;

2. промыть пару раз емкость аккумулятора дистиллированной водой, каждый раз оставляя воду в батарее минут на двадцать;

3. залить в чистую емкость аккумулятора борную кислоту и спрятать на хранение во время зимнего периода.

Стоит дополнить, что хранение подобным образом обработанного аккумулятора выполняется при температуре не ниже нуля, так как залитый борной кислотой раствор замерзнет. Чтобы восстановить работоспособность аккумулятора, все что нужно:

1. слить осенью залитый раствор, причем делать это нужно так же медленно, как и заливать. То есть времени на слив кислоты необходимо потратить не менее двадцати минут;

2. после того, как кислота будет слита, вы сможете залить в батарею нужный объем сернокислого электролита;

3. далее нужно выждать минут сорок, чтобы убедиться, что плотность электролита не изменилась, если изменилась, ее нужно подкорректировать до нужной отметки.

После этого аккумулятор готов к работе и его можно установить в автомобиль. Напоследок отметим, что все вышеперечисленные действия, конечно же, займут у вас определенное время, но при этом они продлят срок службы батареи, улучшат ее состояние, повысят энергоэффективность, а это именно тот эффект, который нужен для бесперебойной работы всего автомобиля. Учтите это, и ваша машина всегда будет в идеальном состоянии!


Можно ли хранить аккумулятор от машины дома? Правила хранения автомобильных АКБ

Основное свойство автомобильного аккумулятора — непрерывный процесс электрохимической реакции. Требуются особые условия для хранения батареи дома, исключающие падение, переворачивание, замерзание электролита. Неработающая АКБ разряжается. Срок годности аккумуляторов ограничен, так как внутренние процессы разрушают пластины и сепаратор. Разряженный до ноля аппарат теряет емкость, не восстанавливается. Поэтому не нужно покупать аккумуляторы для длительного хранения.

Хранение АКБ на производстве

Эксплуатация и хранение автомобильных аккумуляторов

Производители предлагают автомобильные аккумуляторы разной емкости, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые. Покупать следует батарею недавно выпущенную, в которой процесс саморазряда ничтожный. В инструкции к прибору описан порядок эксплуатации, его и следует придерживаться. Для всех новых АКБ следует провести глубокую сетевую зарядку до нужных параметров. Замер напряжения проводится через 12 часов после отключения от станции.

Во время эксплуатации и хранения авто аккумулятора необходимо содержать устройство в чистоте, периодически обследовать:

  • уровень напряжения на клеммах при ХХ и работающем моторе, величину утечек в бортовой системе;
  • контролировать уровень и плотность электролита;
  • не допускать разрядки менее 40-50% часто, после АКБ трудно восстанавливается, теряет емкость;
  • после разрядки до 0 или замерзания электролита аккумуляторы теряют способность к восстановлению.

Стартерные батареи предназначены для работы при температуре +60 0 ~-40 0 С, но эксплуатация их зимой затруднена. На запуск двигателя с загустевшей смазкой требуется больший пусковой ток. Восстановление заряда в холодном электролите происходит медленнее. В холод паразитные токи увеличиваются из-за влажности проводов.

Хранение аккумулятора при длительных стоянках в зимнее время требует, чтобы батарея была полностью заряжена. По возможности нужно отсоединять один наконечник. Утепление автомобильного аккумулятора и подкапотного пространства создаст лучшие условия хранения оборудования зимой.

Хранение АКБ зимой

 

Правила хранения аккумуляторов

Автомобильные АКБ представляют электрохимическую лабораторию, работающую на электролите, залитом в каждую банку батареи в общем корпусе. Важно, чтобы аккумуляторы стояли в горизонтальном положении. В помещении должна быть вентиляция. Во время хранения аккумулятора реакция продолжается, поэтому должны быть созданы условия для замедления – пониженная температура.

На хранение ставят полностью заряженные аккумуляторы автомобиля. При этом плотность электролита должна быть выше 1,26 г/см3, НРЦ батареи больше 12,6 В.

Сливать электролит при длительном хранении авто аккумулятора запрещается. При повторной заправке теряется емкость батареи. Однако возможна консервация аккумулятора с определенной последовательностью слива электролита и замещения его борной кислотой.

Хранение аккумуляторов на складе

В процессе хранения аккумуляторов ведут замеры и обслуживание, сколько требуется по графику. Новые аккумуляторы можно хранить год без подзарядки, но после их состояние контролируется раз в 3 месяца. Севшие батареи разрушаются. Выделяемый сульфат свинца осаждается на поверхностях, затрудняя ионный обмен между заряженными пластинами.

После хранения автомобильных аккумуляторов б/у необходимо проверить плотность электролита, провести дозарядку на стенде. Нужно убедиться, что в аккумуляторе нет внутреннего замыкания, выполнить инструментальное обследование.

Где хранить аккумулятор

Если аккумуляторная батарея без электролита, ее можно хранить даже при -30 0. Батареи с электролитом размещают в темном проветриваемом помещении, не ближе 1 м от нагревателя

Если аккумулятор на хранение остается в машине, необходимо отключить массу. Заряд сохранится от 5 до 12 месяцев, в зависимости от вида батареи. Сколько можно хранить, зависит от состава пластин элементов, дольше сохраняются кальциевые АКБ.

Для хранения аккумуляторов в производственных условиях оборудуется специальное помещение на складе. Там учитываются все требования безопасности, климатические условия и режим для хранения аккумуляторов в зимний период.

Как правильно хранить зимой аккумулятор владельцу, если автомобиль не эксплуатируется? Установив машину в капитальном гараже, можно снять провод с минусовой клеммы аккумулятора, оставив его на месте.

Место аккумулятора

Как хранить аккумулятор

Где еще можно хранить аккумулятор зимой? Предварительно полностью заряженный аккумулятор можно хранить дома, в квартире, вдали от нагревательных приборов, периодически проверяя заряд. Помещение должно быть подсобным, вентилируемым. Необходимо учитывать, что при температуре 20 0 свинцовый аккумулятор разряжается в 7 раз быстрее, чем при 5 0. Поэтому, где лучше хранить аккумулятор дома, в квартире или найти прохладное помещение, решать вам. Нужно учитывать, каждая батарея рассчитана на определенное количество подзарядок, включая и те, что производят во время хранения.

Хранение АКБ

Если возможности для хранения и подзарядки аккумулятора нет, следует провести консервацию:

  • Полностью зарядить прибор, медленно слить электролит.
  • Дважды залить в банки дистиллированную воду, оставить на 20 минут и слить.
  • Залить банки 5 % раствором борной кислоты и установить на хранение при плюсовой температуре.

Чтобы восстановить работоспособность потребуется медленно слить борную кислоту (20 минут), заправить электролитом, произвести необходимые замеры плотности, уровня (через 40 минут), и зарядить батарею. При работе следует соблюдать осторожность, использовать защитные средства.

Для любого жидкостного аккумулятора опасно перемерзание электролита. Поэтому необходимо контролировать плотность, придерживаться рекомендаций.

Хранение нового автомобильного аккумулятора

Аккумуляторы бывают сухозаряженные и залитые электролитом. Хранение нового сухозаряженного аккумулятора не требует особых условий. Помещение должно быть сухим, без прямых солнечных лучей, проветриваемое.

Как хранить новый аккумулятор с электролитом? Независимо, новая батарея или б/у, требования общие:

  • до определения на хранение батарею заряжают полностью;
  • прибор устанавливают горизонтально в темном проветриваемом помещении;
  • периодически проверяют заряд, уровень и плотность электролита.

Хранение АКБ зимой, проверка и подзарядка

Современные технологии производства и хранения новых аккумуляторов существенно увеличивают срок сохранения первичной зарядки, имеют низкий уровень саморазряда. Если на складе продавца созданы правильные условия хранения, батарея не утратит заявленных показателей.

Условия хранения новых жидкостных аккумуляторов:

  • хранение в сухом помещении с вентиляцией, при температуре 0-15 0 С;
  • выборочный контроль НРЦ;
  • сокращение срока доставки от производителя до покупателя, учитывая, что гарантийный срок считается с момента продажи, а не изготовления;
  • при покупке напряжение в разомкнутой цепи аккумулятора (НРЦ) должно быть не менее 12,6 В.

Специалистами согласовано предельное время хранения для залитых гибридных батарей 12 месяцев, для кальциевых – 18 месяцев, для сухозаряженных – 3 года. Однако, покупатель должен потребовать провести замеры НРЦ, провести тест на сульфатирование.

Можно ли хранить аккумулятор на морозе

kak-uteplit-akkumulyator

Зимой хранение аккумулятора связано с тяжелыми условиями эксплуатации автомобиля. Процесс запуска требует повышенной энергии, аккумулятор быстро садится, восстанавливается заряд медленно – холодный электролит не проявляет активности. Поэтому автомобильный аккумулятор перед длительным простоем зимой должен быть заряженным, чтобы сохранить энергию на будущий запуск.

Чем ниже температура электролита, тем труднее идет восполнение энергии. Поэтому необходимо защитить аккумулятор автомобиля от сильного охлаждения зимой. Как сохранить тепло?

  1. Выполнить термоизоляцию корпуса своими руками или использовать термочехол.
  2. Изолировать подкапотное пространство от холодного воздуха от радиаторной решетки.
  3. Укрыть аккумулятор с двигателем, чтобы использовать остаточное тепло.

Зимнее хранение аккумулятора предполагает более частое обслуживание, использование электролита большей плотности.

В каком состоянии хранить аккумулятор

Правило хранения

Основное требование к правильному хранению аккумулятора автомобиля заключается в эксплуатации, согласно инструкции. Как произвести замеры, какой предельный ток утечки, рабочее напряжение – все указано именно для данного прибора.

Непременным условием правильного хранения аккумулятора является отсутствие подтеков, чистота клемм, крышки и корпуса. Как грязь ускоряет саморазряд, закисшие клеммы теряют контакт, известно из практики.

Аккумулятор должен плотно стоять в гнезде, быть надежно зафиксирован, чтобы уберечь корпус от повреждений. Можно ли хранить аккумулятор, как резервный, без подключения? Нельзя. Но можно менять приборы периодически.

Видео

Предлагаем ознакомиться с советами специалиста, как хранить автомобильный аккумулятор, продлить срок его службы.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о