Резина шипованная или липучка: 403 — Доступ запрещён – на каких шинах лучше путешествовать — журнал За рулем

Содержание

на каких шинах лучше путешествовать — журнал За рулем

Дальняя дорога на машине — это повышенная внимательность и ответственность. Правильный выбор шин снимает изрядную часть забот с плеч водителя, хотя и не отменяет того, что за рулем необходимо быть сосредоточенным 100% времени.

Материалы по теме

Зима в России не располагает к путешествиям и туризму своим климатом, зато подталкивает к ним длинными новогодними каникулами и бескрайними просторами с тысячами интересных мест. Ежегодно — уверен — находится немало водителей, кто впервые решается на зимний автомобильный вояж. Планируя его, нелишне уделить время «обувке» машины.

Итак, зимние шины бывают двух типов: шипованные и нешипованные. Последние в обиходе называют и по-другому: «липучками» или фрикционными. Они, в свою очередь, подразделяются на модели для мягкой европейской зимы и «настоящей» зимы. Для России (кроме южных регионов) подходит второй тип. Всесезонные шины можно отличить по рисунку протектора с меньшим количеством ламелей, нежели на чисто зимних шинах. Выдает их и маркировка на боковине, где символами обозначены все сезоны, а не только зима.

Исключить, нельзя оставить

С поездками за пределы России все более-менее понятно. Использование шипованных шин в большинстве европейских стран законодательно запрещено. С «гвоздями» в покрышках можно отправиться не дальше стран бывшего Союза или на север, в Скандинавию.

Материалы по теме

В нашей стране документально прописано только обязательное использование зимних или всесезонных шин в течение декабря, января и февраля. Причем без поправки на реальную температуру и климат региона в целом. В качестве «компенсации» за столь криво прописанную меру — отсутствие штрафа за ее несоблюдение.

Всесезонные шины сразу отметаем. Высказывание о том, что такая резина плохо работает и летом, и зимой, конечно, несколько утрированное, но в целом имеет под собой обоснование. Такие модели можно порекомендовать только тем, кто не выезжает за пределы совсем южных регионов. А в них не ездит в горы или подстраховывает себя в таких вылазках цепями. Если же говорить о зимней поездке даже из Воронежа на юг, то гарантировать безопасность эти шины не могут.

Не будем столь радикальными в отношении нешипованных моделей для мягкой европейской зимы, но предупредить обязаны. Они заточены на работу при совсем небольших морозах и небольшом плюсе. Их профориентация — холодный асфальт, неглубокий мокрый снег, дождь. На льду они мало на что способны.

В такую резину можно обуть машину на юге, с чуть большим риском — в Москве. Но и в столице каждую зиму стабильно случается несколько выдающихся дней: метели, наледи, неубранные улицы. А вот в дальней дороге с обстановкой не угадаешь. Чтобы лишний раз не волноваться, рекомендуем «лайтовые» зимние покрышки не рассматривать.

Железо против резины

Материалы по теме

Остаются два типа — нешипованные «липучки» скандинавского типа, заточенные под снег и лед, и шипованные модели. Будем отталкиваться от того, что трассы у нас чистят неидеально, и надеяться на лучший из возможных вариантов не стоит. Кроме того, например, на северо-западе страны у нас экспериментируют с содержанием дорог на скандинавский манер — под укатанным снегом. Значит, условия могут оказаться предельно далекими от асфальта родного города.

Вопреки распространенному стереотипу, шипованные модели отнюдь не всегда лучше «липучек» на льду. Преимущество «гвоздей» в том, что они стабильно цепляются за лед при любой температуре. У фрикционных покрышек картина иная. При околонулевых температурах они работают хуже шипованных аналогов, на сильном морозе за —20…-25°C — лучше. Многочисленные прорези-ламели свое дело знают. Думать, что резина не способна превзойти по сцепным свойствам металлические шипы — заблуждение. Поэтому перед поездкой прикиньте, какая температура вас ожидает. Даже путешествие на север Скандинавии может оказаться комфортным и без шипов.

Недостатки шипованных шин

Материалы по теме

Есть у шипованных моделей очевидные недостатки. Они более шумные, имеют чуть больший тормозной путь на асфальте, машина на них менее точно управляется. Ну и повышенный износ асфальта, если вас это волнует. В этом плане «липучки» окажутся комфортнее, а на асфальте еще и безопаснее.

К тому же шины с «гвоздями», растеряв со временем свое железо, отнюдь не превращаются во фрикционные со всеми их преимуществами, ведь покрышка была изначально задумана для работы с шипами. В этом плане жизненный цикл нешипованной резины может оказаться дольше.

Разумеется, все сказанное в предыдущих абзацах касается моделей одного ценового уровня, одного класса. Если сопоставлять шины с разных полюсов рынка, вполне могут быть парадоксы: дорогая «шиповка» будет шуметь на уровне бюджетной «липучки», или, к примеру, дешевая модель с «гвоздями» не сможет превзойти на льду породистую «скандинавку». Отсюда еще один совет: не экономьте на шинах! Однажды они могут спасти вам как минимум машину, как максимум — жизнь.

Рекомендации «За 

Чем липучка хуже и лучше шипов зимой

Что лучше шипы или липучка зимой

Совсем скоро наступит зима, значит пришло самое время начинать подготавливать к ней свой автомобиль. Самая главная подготовка по мнению большинства автомобилистов – выбор зимней резины. Какую выбрать? Резина с шипами на относительно чистом и сухом асфальте никак себя не показывает, зато она изнашивается на таком покрытии быстрее. Зато прекрасно подходит для дорог, покрытых наледью и снегом.

Содержание:

Что такое липучки?

В последние несколько лет на слуху появилось новое понятие – шины-липучки. Конечно они не настолько популярны как шипованная резина, тем не менее с каждым годом продажи фрикционной резины растут. Ее производители утверждают, что она прекрасно подходит для передвижения по городу, как раз когда асфальт практически сухой и чистый.

Липучка

От обыкновенной не шипованной резины липучки отличаются особым составом, благодаря которому покрышки гораздо быстрее и лучше адаптируются к различным погодным и дорожным условиям. Шины-липучки более мягкие, имеют особый рисунок протектора. Благодаря специальному составу вода с дорожного покрытия впитывается гораздо лучше, то есть покрышка просто прилипает к дороге, а значит увеличивается сцепление с ней. Благодаря такой «липучести» автолюбители и дали такое название данным видам шин.

Еще десяток лет назад считалось, что для зимней дороги нет и ничего не может быть лучше, чем шипованная резина. Однако климат со временем меняется, сейчас уже нет настолько снежных зим, какими они были ранее. Производство тоже не стоит на месте, появляются новые технологии, чтобы улучшить и обезопасить жизнь любого водителя и его пассажиров.

Шипы

С каждым годом улучшаются показатели фрикционных шин, сейчас они прекрасно ведут себя как на мокром асфальте, так и на сухом, в результате автомобиль едет гораздо увереннее. В случае с использованием фрикционных шин уменьшается тормозной путь на мокрой дороге, шум при движении практически не слышен. Конечно на ледяном и заснеженном покрытии немного лучше себя показывает именно шипованная резина.

Виды липучек

Сейчас на рынке можно встретить европейские и арктические модели, последние часто называют скандинавскими. Для регионов с мягким климатом лучше подойдут именно европейские модели, часто их сравнивают с всесезонной резиной. А вот для северных районов с холодными и снежными зимами, наиболее оптимальным вариантом станут скандинавские модели.

Как выбрать скандинавские шины

Ассортимент в магазинах шин очень широк, причем их можно купить как на рынке, в магазине, так и через Интернет. Начинающим автомобилистам при таком изобилии очень сложно сделать выбор, порой оказывающийся не легким делом даже для водителей с большим стажем. Итак, на что же надо обратить внимание, чтобы сделать самый правильный выбор?

В первую очередь обратите внимание на состав резины, скандинавская будет более мягкой на ощупь в отличие от европейской. Такая шина будет иметь некоторую угловатость, в то время как европейские модели более округлые и твердые.

На асфальте

Для российских зим более актуальны именно скандинавские шины. Если сравнивать поведение шин с шипами и липучками на асфальте, то чаще всего шипованные немного проигрывают. Однако как утверждают эксперты из заснеженной и холодной Финляндии, шипам можно смело доверять, причем неважно какая будет скорость движения (бытует мнение, что на скорости до 80 км/ч они тормозят плохо).

Липучки на снегу

При испытаниях шин от разных производителей с шипами и липучкой, было установлено, что тормозной путь шипов составляет 35-38 метров, в то время как у липучек – 33-41 метр. Причем шипованные покрышки от Бриджстоун показали себя даже несколько хуже более дешевых аналогов от Кама.

Итог испытаний на асфальте: абсолютных победителей не было, то есть сделать однозначные выводы какая резина лучше – не получилось.

Снег и лед

На снежном покрытии испытывали автомобили на скорость разгона с разными видами шин. В итоге оказалось, что до 50 км/ч транспортное средство с липучками разгонялось за 7-9,5 секунд. В то время как с шипами время разгона составило 8-10,5 секунд. В принципе – разница вполне очевидна, то есть можно сказать, что фрикционная резина на заснеженном покрытии ведет себя довольно достойно.

Однако не стоит делать сразу выводы. Наверняка даже не каждый вспомнит такие случаи, когда зимняя дорога просто покрыта тонким слоем снега. Гораздо чаще на дорогах можно увидеть кашу из талого снега. Но в случае с влажной дорогой и талым снегом липучки ведут себя неплохо, дело в том, что если скорость движения составляет более 20 км/ч, то шипованные модели просто теряют сцепление с дорожным покрытием. Потому если вам часто приходится ездить в таких условиях – выбирайте липучку.

А вот на льду все совсем иначе. Безоговорочным лидером движения на дороге, покрытой льдом являются шипы. При скорости 25 км/ч тормозной путь составляет 13 метров, в то время как для липучек он будет около 15 метров.

Липучки на льду

Если вы любитель тишины в салоне – то липучка издает гораздо меньше шума.

На деле следует отметить, что в сильные морозы резина становится словно каменная, дорожное покрытие тоже промерзает очень сильно. В результате шипы просто вдавливаются в протектор, через какое-то время шины выглядят как будто они просто голые. При температуре воздуха около -40 градусов, шипы просто не могут пробить ледяное покрытие. С липучкой такого не случается, ей пробивать ничего не надо, только давать сцепление с покрытием.

Если температура воздуха ниже чем -15 градусов, то гораздо лучше себя ведут шипы.

Самые лучшие шины-липучки:

  • Мишлен, X-Ice
  • Нокиан Хаккапелита R2
  • Бриджстоун Blizzak WS
  • Пирелли Ice Control
  • Континенталь ContiViking Contack

В заключение

Даже опытные водители, когда изучает огромное количество литературы и мнений по поводу выбора зимней резины, все равно не могут сделать окончательный выбор в пользу того или иного вида. Но если сказать вкратце, то обязательно перед тем как сделать окончательный выбор, вам следует учесть ваш регион проживания, климат, а также дорогу, по которой вам надо ежедневно ездить.

Автомобиль в снегу

Если ваш ежедневный путь это дом-работа-дом, и вы ездите только по городу, то смело выбирайте фрикционные шины. Если же вам приходится часто выезжать за город, то есть передвигаться не только по трассе, но еще и по пересеченной местности, где возможны заносы – то лучшим вариантом станут шипы. Также отправляясь за город в зимние снежные дни, не забудьте взять с собой лопату, трос, зарядное устройство для телефона. Если вы застрянете, то можно попробовать откопать колеса самостоятельно, либо звать кого-то на помощь. Колеса с шипами позволят вам выбраться из снежного плена гораздо быстрее, особенно если снег рыхлый. Шипы обеспечивают идеальное сцепление и более уверенное движение.

Если у вас в регионе более мягкий и теплый климат даже зимой, и вы выбрали шипованную резину, но несколько дней в месяц очень сильные морозы, которые приближаются к показателю в -40 градусов, в эти дни лучше отправиться на работу на общественном транспорте. То же самое касается и липучек, если вам надо отправиться куда-то за город, но вы знаете что там возможны снежные заносы, то лучше не стоит отправляться в поездку на своем автомобиле.

Видео

Поделитесь с друзьями!

Шипы или липучка — какая резина лучше на зиму: большой тест. Что выбрать шипованные шины или липучку?

шип или липучка - какие шины лучше

Каждую зиму многие водители сталкиваются с выбором зимней резины. Для жителей южных регионов, где зимы теплые, а снег выпадает редко, этот выбор относительно прост: оптимально подойдет фрикционные шины европейского типа, которые в первую очередь предназначены для чищенного асфальта.

Однако жителям северных регионов с более суровыми зимами приходится выбирать между липучкой и шипованной резиной. И однозначно сказать что из них лучше — сложно, так как каждая из покрышек имеет свои слабые и сильные стороны.

Попробуем разобраться в этом на практике. Для этого мы проанализировали результаты нескольких зимних тестов от европейских и отечественных журналов, чтобы понять, какой из вариантов шин лучше.

Торможение на льду

Одна из главных задач шипованных шин — обеспечить максимальную безопасность на льду. Так ли это на самом деле? Здесь и далее темно-синим цветом обозначены шипы, а голубым — липучки.

Шипы или липучка, что лучшеФинское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16Шипованные шины или липучка, что лучшеУкраинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15Какие шины лучше шипованные или липучка, тест на льдуНемецкий Auto Motor & Sport, 2015г, размер шин — 205/55 R16Шипы или липучка - какая резина лучшеФинская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16

Комментарии:

  • В каждом из тестов на первых местах — шипованная резина.
  • В целом шипованные покрышки показали себя лучше липучек и заняли более высокие позиции.
  • Не все шиповки одинаково хорошо тормозят на льду. В некоторых тестах разница между лучшей и худшей шипованной шиной составила от 5 до 10 метров.
  • Разница в длине тормозного пути между лучшей липучкой и худшей шиповкой небольшая. Например, фрикционная Michelin отстает от ближайшей шивовки всего на 1 метр.
  • Некоторые шиповки не справились с задачей, показали худший результат и заняли последние места.
  • На высокой скорости разница в тормозном пути между лучшей шиповкой и худшей липучкой составляет около 6-10 метров (в пользу шиповки). Тогда как на маленькой скорости разница меньше — около 1-2 метров.
  • В тестах, на торможение при небольшой скорости (25км/ч), все шины показали приблизительно равные результаты, а разница в тормозном пути в среднем составила 1-2 метра.

Вывод:

Шипы лучше тормозят на льду, но не все. Худшая шипованная шина и лучшая липучка тормозят примерно одинаково.

Торможение на снегу

Второе важное требование шинам — высокая производительность на снегу в любом из его состояний (укатанный, свежевыпавший, рыхлый и т.п.).

что лучше шипы или липучка на зиму, тест и сравнениеФинское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16что лучше шипованная шина или липучка на зиму, тест и сравнениеУкраинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15что лучше шипованная резина или липучка на зиму, тест и сравнениеНемецкий Auto Motor & Sport, 2015г, размер шин — 205/55 R16что лучше липучка или шипованная резина на зиму, тест и сравнениеФинская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16

Комментарии:

  • В большинстве случаев шипованная шина тормозит лучше, чем липучка.
  • Разница между первым и последним местом в тесте (независимо от типа шины) в среднем составила около 4 метров.
  • Китайские и малоизвестные шиповки тормозят очень слабо и заняли последние места.
  • Лучшая липучка в среднем тормозит на 1 метр дольше, чем ближайшая к ней шиповка.
  • На небольшой скорости разница в длине тормозного пути между лучшей шиповкой и лучшей липучкой около 30-50 см.
  • Худшая липучка в среднем тормозит на 3-4 метра дольше, чем лучшая шиповка.

Вывод:

На снегу шиповки тормозят лучше липучек, но с меньшим превосходством, чем на льду. А на небольшой скорости разница и вовсе несущественна.

Торможение на асфальте

Есть мнение, что шипованная шина слабо ведет себя на асфальте, т.к. металлические шипы скользят на твердой поверхности.

шипы или липучка - сравнение что лучшеФинское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16шипованная резина или липучки что лучше на зимуУкраинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15шипы или липучки какая резина лучше на зиму, сравнение тестНемецкий Auto Motor & Sport, 2015г, размер шин — 205/55 R16шипы или липучка что лучше на зимуФинская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16

Комментарий:

  • Все шины в целом ведут себя на асфальте одинаково, и тем не менее в трех тестах из четырех на первых местах оказались липучки, а на последних шиповки.
  • Разница в длине тормозного пути между первым и последним местом (независимо от типа шины) в среднем составила от 2 до 5 метров.
  • В одном из тестов две китайские шиповки показали лучший тормозной путь, при этом на снегу они оказались худшими. Возможно, причина в жестком составе резиновой смеси или малом количестве ламелей.
  • Лучшая шиповка в среднем тормозит на 1 метр дольше, чем лучшая липучка.
  • Худшая шиповка в среднем тормозит на 5 метров дольше, чем лучшая липучка.

Вывод:

Липучка с незначительным преимуществом лидирует на асфальте.

Шум и комфорт

Во всех тестах липучки оказались более тихими и комфортными, чем шиповки.

шипованная шина или липучка что лучше на зимуФинское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16шипованная шина или липучка что лучше на зимуУкраинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15шипы или липучка что лучше на зимуФинская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16

Что лучше в итоге — липучка или шипы?

На льду и снегу преимущество в большей степени на стороне шипованной резины, тогда как на асфальте липучка работает незначительно лучше. Но это в среднем, а на практике все очень сильно зависит от конкретных моделей шин.

Универсальный ответ такой: если 80% времени на дорогах лед и снег, то лучше сделать выбор в пользу шипов. Если же 80% времени приходится ездить на сухом и мокром асфальте, то выбрать стоит липучки.  Если 50/50, то стоит сделать выбор в пользу большей безопасности на дороге, поставить шипы и смириться с уровнем шума: жизнь важнее.

Шипы – для суровых зим, где большую часть времени на дорогах снег и гололед.

Липучка – комфортная и тихая шина, со сбалансированными средними характеристиками, но худшим сцеплением на льду.

Было полезно? Оцените запись и поделитесь с друзьями:шипы или липучка что лучше на зиму Загрузка…

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класс

Шипы или липучки — эксперты За Рулем выбирают шины на зиму

Эксперты по шинам За рулем Дмитрий Тестов и Сергей Мишин отвечают на извечный зимний вопрос: «шипы» или «не шипы» и расставляют всё по полочкам.


Про шипы

«Шиповки», в целом, отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, почти не зависящим от температуры окружающей среды. В качестве расплаты за уверенность нужно мириться с недостатками — с несколько бóльшим, чем у фрикционных шин, тормозным путем на асфальте и повышенным шумом. Кроме того, новые шипованные шины требуют обкатки — около тысячи километров на невысокой скорости и без проскальзываний в продольном и поперечном направлениях.

А еще шипованные шины вредны для любой дороги — от них достается не только асфальту, но даже булыжным мостовым. Именно шипы нещадно выгрызают в асфальте продольные колеи.

В большинстве стран Европы шипы запрещены. А там, где еще разрешены (в том числе и в России), жестко регламентированы их размер, масса и количество на погонный метр шины (по протектору), а также их давление на дорогу.

Чем цепляются за лед фрикционки?

Нешипованные шины, именуемые в народе «липучками», специалисты называют фрикционными (англ. friction — трение). Шина цепляется за лед кромками, которые образуются благодаря множественным локальным разрезам в протекторе — ламелям. Фрикционки тише, менее вибронагружены и способны на снегу и льду составить конкуренцию шипованным шинам, а в мороз сильнее 25 градусов работают даже лучше. Но из-за предвзятого отношения автовладельцев (дескать, не может резина цепляться за лед так же, как железо) они слишком медленно отвоевывают себе место под зимним солнцем.

Единственный минус фрикционных шин: при температуре воздуха около нуля «держак» на льду снижается.

Обкатка фрикционных шин в корне отличается от обкатки шипованных: ездить нужно, наоборот, активно, стараясь больше шевелить и раскрывать протектор. Цель — удалить смазку, которая осталась в глубине ламелей от кокиля (она предохраняет 3D-ламели от разрушения при снятии пресс-форм с «испеченной» шины). Второй немаловажный момент интенсивной обкатки — стирание тонкого верхнего слоя спекшейся резины протектора, имеющего более низкий коэффициент сцепления.

ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ

Какая шина лучше по ездовым свойствам — с асимметричным протектором или с направленным? Однозначно сказать трудно. Но с точки зрения эксплуатации у асимметричных есть неоспоримое преимущество: они имеют внешнюю и внутреннюю стороны, что позволяет использовать универсальную запаску — как для правой стороны, так и для левой. И при необходимости можно менять колёса местами без перебортовки. Единственная компания, выпускающая шипованные и нешипованные шины с асимметричным протектором, — Continental. На примере продукции этого производителя покажем, чем отличаются друг от друга зимние шины Continental разных типов.


Для разных рынков

Производители делят фрикционки на две подгруппы. Первая — мягкие шины скандинавского направления, которые больше ориентированы на снег и лед (в основном именно такие присутствуют на нашем рынке). У них более мягкий протектор (55 единиц по Шору и ниже), а большое число ламелей делает их «рыхлыми» на асфальте. Чтобы компенсировать этот недостаток, разрезы-ламели в последнее время делают объемными. При низком коэффициенте сцепления они раскрываются, образуя дополнительные кромки, цепляющиеся за лед и снег. На асфальте же под действием значительных поперечных сил ламели собираются в монолитные шашки, улучшая реакции шин.

Вторая группа — шины для теплой и влажной среднеевропейской зимы, имеющие более развитые водоотводящие канавки в протекторе, выполненном из более жесткой резиновой смеси. Они делятся на две подгруппы: жесткие (твердость протектора около 65 единиц по Шору) и мягкие (55–60 единиц). И те и другие, пусть и в разной степени, ориентированы больше на асфальт и влажный снег, чем на лед, а потому не столь популярны у нас. Шины второй группы подойдут лишь тем, кто передвигается исключительно внутри мегаполиса, где улицы тщательно очищают ото льда и снега.


«Шиповки» отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, но немного уступают в торможении на асфальте.

Каждому – свое!

Для автомобилей, не оборудованных АБС, мы рекомендуем шипованные шины. Фрикционные при торможении на заблокированных колесах резко теряют сцепление. Кроме того, «шипы» рекомендуем начинающим водителям и тем, для кого автомобиль — просто средство передвижения.

Если вы за рулем не один год и получаете удовольствие от управления им, попробуйте мягкие фрикционные шины. Будете приятно удивлены и комфортом, и их способностью цепляться за ледовое покрытие. Только поаккуратнее на льду при околонулевой температуре!

На «европейских» фрикционках ездить по Москве или Питеру — одно удовольствие. По реакциям такие шины мало чем отличаются от летних.

Однако за пределы мегаполисов лучше не высо­вываться: в гололед на этих покрышках тревожно.

Источник: За Рулем

Шипы или липучка: разбираемся в типе резины

Шипы или липучка: разбираемся в типе резины 24.10.2019

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что нужно знать про шипы
  • Какой бывает липучка
  • Что лучше: шипы или липучка
  • Какие модели зимней резины стоит выбрать

 

Примерно в октябре, перед сезонной сменой резины, многие автолюбители задаются вопросом: что лучше – шипы или липучка? Ответить на него можно, если рассматривать разные варианты шипованных шин и липучек в контексте особенностей российского климата и дорожных условий. Только разобравшись в этом стоит приступать к сравнению таких типов авторезины. Информация, представленная в этой статье, поможет правильно выбрать зимнюю резину для автомобиля.

Что нужно знать про шипы

Протектор шипованной резины отличается двухслойной конструкцией. Предназначение верхнего слоя состоит в обеспечении сцепления со скользкой и заснеженной дорогой, а второй более твердый внутренний слой должен надежно удерживать шипы. Состав резины, который производители используют для зимних шин, значительно изменился за последние 10 лет. Современные автопокрышки демонстрируют отличные показатели износоустойчивости, долговечности, высокие прочностные характеристики и обеспечивают хорошую сцепляемость с дорожным покрытием.

Конечно, состав резины имеет важное значение, но отличительной особенностью рассматриваемых шин является шип, который стоит рассмотреть более подробно.

Что нужно знать про шипы

Шипы для зимних автопокрышек могут быть однофланцевыми или многофланцевыми. Первый вариант имеет более простую форму похожую на гвоздик и стоит достаточно дешево. Многофланцевый шип был придуман гораздо позже. Он служит дольше, редко выпадает из шины, но и стоит дороже. Форма такого шипа обеспечивает защиту от проникновения в зазоры влаги и реагентов, использующихся для посыпания дороги зимой. Для колес легковых машин используются в основном однофланцевые и двухфланцевые шипы, а для грузовой резины применяют трехфланцевые. Эксперты считают хорошей зимней резиной ту, у которой на пятно контакта с дорогой попадает минимум 50 шипов.

Конструкцию шипов любого вида включает две составляющие – корпус и вставку. Если для производства вставки используются исключительно твердые сплавы, то корпус может изготавливаться из разных материалов:

  • сталь;
  • алюминий;
  • пластмасса;
  • двухкомпонентные сплавы.

Корпуса шипов из различных материалов имеют свои плюсы и минусы.

К примеру, шипы с вставками из стали имеют большой вес, неустойчивы к коррозии и отличаются шумностью при езде. Чтобы предотвратить коррозионные процессы некоторые производители покрывают их тефлоном. Легкие вставки из алюминия меньше страдают от коррозии, а по прочностным характеристикам лишь немного уступают стальным. Но реагенты, используемые для посыпания дорог в России, способствуют быстрому стиранию таких изделий в порошок. Наиболее тихими являются пластмассовые вставки, но они хуже других разновидностей таких изделий переносят нагрузку при низких температурах. Наиболее надежными и комфортными для езды заслуженно считаются двух-сплавные вставки для шипов.

Разновидности шипов для зимних шин:

  • Круглые шипы встречаются чаще всего. Ими комплектуют все бюджетные покрышки. Такая форма отличается наиболее низким сцеплением с дорожным покрытием и не так надежно держится в шине. Преимущество таких шипов заключается в их доступности. Этот вид изделий можно найти практически в любом автомагазине. К тому же, такой шип совместим с большинством видов автошин.
  • Овальные шипы являются вполне логичной модернизацией круглых изделий. У них увеличена площадь контакта с дорогой, что минимизирует вероятность заноса, но и стоимость также более высокая. Обратите внимание: нельзя комбинировать на одной шине шипы круглой и овальной формы, так как это снижает эффективность торможения на скользкой трассе и затрудняет удержание машины на зимней автомагистрали.
  • Четырехгранные шипы имеют кромку, которая врезается в наледь и укатанный снег. Резина с такими шипами лучше удерживает авто на поворотах и обеспечивает хорошее сцепление со скользкой дорогой. К недостаткам таких шипов стоит отнести их дороговизну их высокую скорость изнашивания, в результате чего снижается сцепляемость зимней шины.
  • Ромбовидно шестигранные шипы не так давно были разработаны специалистами Nokian. Известный производитель запатентовал такую форму шипов и снабдил их острой кромкой, которая эффективно врезается в укатанный снег и наледь на дороге. Конструкторы предусмотрели специальную подушечку, которая защищает шип во время езды по асфальту. Шестигранная конструкция позволяет обеспечивать хорошее сцепление с дорогой в любом положении колес. Когда колесо катится, такой шип прячется внутрь покрышки, что увеличивает срок службы шипа и защищает дорожное покрытие от разрушения.
  • «Бриллиантовые» шипы относительно недавно были представлены компанией Gislaved. За счет 5 граней обеспечивается улучшенное сцепление с дорогой. Недостатком бриллиантовых шипов является их высокая изнашиваемость. Они быстро приобретают простую овальную форму и теряют повышенную сцепляемость. При этом
  • Трапециевидные шипы являются разработкой торговой марки Goodyear. Они отличаются треугольной, направленной формой. Наконечник шипа имеет форму закругленной трапеции, что позволяет ему эффективно «вгрызаться» в сколькую дорожную поверхность и сохранять курсовую устойчивость автомобиля. Кроме того, трапециевидные шипы придают зимним шинам противозаносные свойства и хорошо удерживают машину на поворотах. Их форма способствует более прочному креплению в покрышке, поэтому выпадают такие шипы достаточно редко.
  • Семигранный шип производит известный итальянский бренд Pirelli. Его задняя часть, выполненная в форме ковша, обеспечивает быстрый старт авто на сколькой дороге, а передняя способствует эффективному торможению. Благодаря скошенным боковым граням семигранный шип устойчив к воздействию боковых нагрузок. Этот вариант будет прекрасным выбором для водителей, которые предпочитают надежность при управлении машиной и ценят ее устойчивость на трассе.
  • Трех-лучевой шип также был разработан компанией Gislaved. Он имеет форму звезды с 3 лучами и хорошо врезается в наледь на дороге, но небольшая площадь соприкосновения с покрытием может приводить к пробуксовке на старте. Еще один недостаток такой формы заключается в скалывании сердечника, из-за чего шип быстро становится голым. Колеса с такими шипами не стоит использовать для авто в городских условиях. Они будет более полезны на чистом льду.
    Рекомендуем
    «Зимние нешипованные шины: ТОП-10 лучших моделей» Подробнее
  • Треугольными шипами комплектуют свои шины производитель Kumho. Такая форма повышает эффективность торможения, обеспечивает устойчивость машины на трассе и предотвращает пробуксовку на старте. Под воздействием изнашивания треугольный шип становится круглым, но сохраняет свои характеристики. К его недостаткам относят ускоренный износ сердцевины шипа.
  • Гранено-бриллиантовый шип использует торговая марка Continental. Он отличается большим числом граней, что увеличивает сопротивление шин заносам. Острые углы шипа без особых сложностей пробивают ледяную кромку. Долговечность сердцевины таких шипов обеспечивается подушечкой под корпусом.
  • Крестообразный шип разработан компанией Bridgestone. Его сердечник состоит из 4 частей. Пока шип новый и его грани целые, он намного превосходит по своим характеристикам круглые шипы. Но крестообразный шип быстро стачивается и сам приобретает круглую форму.

Здесь перечислены не все разновидности шипов для зимней резины. Многие производители автошин используют для их комплектации шипы собственной разработки. Можно отметить, что шип любой формы будет более эффективен, чем изделие круглой формы (пока не сточится).

Виды фрикционной резины (липучки)

Так как шины липучки не имеют шипов, то их конструкция и состав существенно отличаются от аналогичных параметров покрышек «под шипы». У такой резины отсутствуют места для установки шипов. По фрикционным характеристикам липучки разделяются на 2 группы: скандинавские (арктические) и европейские (центральноевропейские). В ассортименте отечественных продавцов зимней резины представлены изделия из разных групп, поэтому при выборе покрышек нужно разобраться, какие липучки лучше купить?

Виды фрикционной резины

Чтобы ответить на такой вопрос, нужно проанализировать основные отличительные характеристики арктических и европейских шин. Некоторые автолюбители ошибочно думают, что они отличаются направленностью или асимметричностью рисунка протектора. Различия между видами липучек могут показаться несущественными и малозаметными, но именно на эти нюансы и обращают внимание эксперты.

  • Визуальные различия

    Внешне протектор арктических шин кажется более грубым. И это неудивительно, так как данная резина предназначена для сложных дорог, покрытых льдом и снегом. Производители снабжают скандинавские покрышки рисунком, состоящим из плотно нарезанных ламелей (на одном блоке ламелей в 2-3 раза больше, чем на европейской резине, что улучшает сцепления колес со льдом под нагрузкой). Работает это следующим образом: большое количество ламелей позволяет разным участкам одного блока шины работать по отдельности. Кроме того, и сама нарезка ламелей на скандинавской резине выполнена по-другому. При этом края блоков здесь ступенчатые или зигзагообразные. Разработчики таких шин сделали все возможное, чтобы липучка даже без металлических шипов врезалась в лед.

    Некоторые модели «арктических» шин демонстрируют просто невероятную цепкость и высокую проходимость. Эти характеристики обеспечиваются более «агрессивным» (в сравнении с европейской зимней резиной) рисунком протектора. Отдельные блоки арктических липучек имеют не только более резкую форму, но увеличенные промежутки между деталями рисунка. Такой протектор позволяет шинам самоочищаться от снега и улучшает проходимость. Даже на заснеженной дороге машина на скандинавских липучках «гребет» не хуже, чем на шипованной резине. Чтобы металлическая вставка шипа прочнее удерживалась в покрышке, производители делают часть блока, приближенную к отверстию под шип, более твердой, поэтому такие участки работают менее эффективно. В свою очередь у липучек задействован каждый сантиметр протектора. Протектор арктических шин

    Самый простой способ определить скандинавскую резину – взглянуть на профиль ее боковых блоков. У «скандинавок» на переходе от протектора к боковине ярко выражена кромка, а у европейской резины профиль боковых блоков более мягкий и закругленный. 

    Еще один отличительный момент связан с такими характеристиками, как мягкость шины и ее состав. При производстве арктических шин многие производители используют кремниевую крошку. Твердость таких покрышек находится в пределах от 50 до 60 единиц по Шору, и они гораздо мягче европейских шин (твердость от 58 до 67 единиц). Можно отметить, что по мягкости зимние «европейки» не сильно отличаются от всесезонных и дождевых покрышек, которые предназначены для использования в теплое время года. Европейская резина для зимы похожа на «дождевые» шины еще и по рисунку протектора, которые обеспечивает эффективный отвод воды или талого снега во время движения. Такой рисунок позволяет предотвратить аквапланирование.

  • Предназначение

    Чтобы разобраться в функциональности разных элементов зимних шин следует обратить внимание на особенности автомагистралей в северных и центральных районах Европы. Зимняя погода в таких странах, как Финляндия, Норвегия или Швеция напоминает нашу зиму с обильными снегопадами и морозами. В таких условиях особое значение имеют сцепные характеристики зимней резины на скользкой дороге и ее проходимость. При этом, управляемость и устойчивость на скорости отодвигается на второе место.

    Во многих центрально-европейских странах, а особенно в Средиземноморье зимы более мягкие. Здесь обильные снегопады бывают реже, а температура приближается к 0°C. Нередко воздух прогревается и выше ноля градусов (днем снег подтаивает, а ночью дороги подмерзают). В таких условиях более важной характеристикой становится управляемость шин на мокрой дороге, а проходимость отходит на второй план. При этом, особое значение придается и управляемости авто на скорости (даже если автомагистраль покрыта мокрым снегом по ней машины едут достаточно быстро). Поскольку во многих странах законодательно предусмотрен переход на зимнюю резину после 15 октября, когда до морозов еще далеко, поэтому зимние шины здесь часто эксплуатируются при плюсовых температурах. Да и после средины января температурный режим во многих европейских государствах повышается до +7°C, +10°C, поэтому, важно, чтобы шины сохраняли свои характеристики при плюсовых температурах и не так быстро изнашивались на сухих дорогах. Скандинавские липучки

    Для многих скандинавских липучек такие условия эксплуатации являются проблемными. Они имеют мягкий протектор большой высоты с большим количеством ламелей, поэтому на сухой трассе такие шины «гуляют». Водитель автомобиля на таких шинах на твердом дорожном покрытии будет чувствовать, что реакции машины на поворот рулевого колеса становятся замедленными. На поворотах такая резина будет более склонна к заносу в сравнении с другими моделями покрышек. Арктические липучки не подходят для водителей, предпочитающих агрессивную манеру управления автомобилем и прохождение поворотов на скорости. Здесь подтверждается правило, что улучшение одних характеристик может привести к снижению других – за повышенную мягкость и цепкость протектора приходится платить ухудшением устойчивости и частичной потерей управляемости.

    Совершенно по-другому в таких условиях проявляют себя липучки, разработанные для центральной Европы и стран Средиземноморья. Их состав и рисунок протектора более близки к обычным шинам, поэтому, на сухой трассе они демонстрируют практически «летнюю» управляемость. Такие липучки отличаются более твердой боковиной, меньшим количеством ламелей, более плотным расположением блоков рисунка, низким протектором и закругленными боковыми кромками. Такие шины способны работать на сухой трассе или во время дождя не менее эффектно, чем летняя резина. Они обеспечивают хорошую устойчивость и управляемость. Даже во время оттепелей, когда температура воздуха повышается до + 12 °C, такие липучки сохраняют свои характеристики.

    Но, если авто на таких шинах попадает на участки неочищенной от снега трассы или на лед, то «европейские» шины становятся менее эффективными. Жесткая липучка с меньшим числом ламелей не так хорошо цепляется за скользкую дорогу, а протектор быстро набивается снегом. Направленность или асимметрия рисунка протектора в этом случае принципиально не меняют ситуацию. Здесь важны такие характеристики, как мягкость резины и агрессивность протектора, но европейские липучки такими качествами не отличаются. Такие шины создают проблемы при выезде на участки гололеда, которые часто формируются на перекрестах, где автомобили постоянно трогаются и тормозят, раскатывая снег.

    Какую резину для зимы стоит выбирать российским автолюбителям? В центральных регионах климат мягче и зима здесь напоминает европейскую и стоит использовать шины «европейки» (если, конечно же, речь не идет о горных районах, где могут понадобиться не только шипы, но и специальные колесные цепи). Для тех регионов, где часто бывают сильные снегопады, и температура опускается ниже -15°С стоит покупать скандинавские шины, тем более, что и дороги там чистят не так часто и качественно. Например, если автовладелец проживает за городом и часто ездит по второстепенным автомагистралям, то сцепляемость и проходимость зимней резины становятся более важными характеристиками, чем устойчивость и хорошая управляемость на скорости. При выборе покрышек стоит учитывать и рельеф местности. В условиях частого перепада высот особенно важно, чтобы резина имела хорошую сцепляемость. От этой характеристики зависит, сможет ли машина нормально тронуться на скользких подъемах или эффективно тормозить на спусках.

Что же лучше: шипы или липучка

После того, как мы рассмотрели особенности разных типов зимней резины можно перейти к основному вопросу нашей статьи — что лучше шипы или липучка.

В дальнейшем мы будем говорить исключительно об арктических шинах. В начале, разберемся в справедливости мнения, что такие липучки по своим характеристикам опережают шипы на в категории асфальтных дисциплин. Теорию по этому вопросу рассмотрим позже, а сперва проанализируем тесты, представленные в авторитетных автомобильных изданиях: в отечественной газете «Авторевю» и в журнале Tekniikan Maailma (Финляндия). Здесь есть один нюанс. Эксперты из «Авторевю» рассматривали шипы и липучки в разных зачетных категориях. При этом, они уточняют, что показатели разных зачетов могут сравниваться, так как тесты проводились в одно время в совершенно равных условиях. Асфальтовая категория

  • Асфальтовая категория

    Сравнивая резину для зимы — шипы или липучка в асфальтной категории многие эксперты считают, что шипованные шины не так эффективны при торможении на мокром асфальтированном покрытии. Но результаты тестов были достаточно неожиданными. Для сравнения скажем, что липучки в этой дисциплине показали результат по тормозному пути на скорости 80 км/час от 33,1 до 41,1 метров, а шипы от 35,3 до 38,7 метров. Другими словами, на мокром асфальтированном покрытии современные шины с шипами и липучки показали примерно одинаковую эффективность при торможении. В некоторых случая шипованные покрышки даже были более эффективны, чем фрикционная резина! К примеру, бюджетная Кама Euro-519 показала себя лучше, чем популярные липучки Bridgestone Revo GZ и Yokohama IceGuard 50…

    В категории «лосиный тест» (резкое маневрирование) на мокром асфальте шипы и липучки также показали очень похожие результаты. У шипованных шин результаты были в диапазоне 62,4-60,0 км/ч, а у фрикционных 63,7-59,7 км/ч. Но на сухом асфальтированном покрытии липучки справедливо одержали верх. Тормозной путь липучек на скорости 80 км/ч составил от 30,2 м до 33,1 м, а у шипов от 33,5 м до 35,7 м. Если сравнивать, лучшие и худшие показатели, то разбег получился не очень большим.

    Тесты, которые проводил журнал Tekniikan Maailma показали похожие результаты. В категории «Управляемость на мокром асфальтном покрытии» и «Торможение на мокром асфальте» таблица результатов вперемешку содержит модели шипов и липучек на разных позициях. Финские эксперты даже не смогли выявить лидера среди двух видов шин на сухом асфальте. В итоге, нельзя сказать, какие виды шин (шипы или липучки) более эффективны на асфальте. Современные шипованные покрышки ни в чем не уступают фрикционным шинам.

    Рекомендуем
    «Как выбрать зимнюю резину грамотно» Подробнее
  • Зимняя трасса

    Возможно, и здесь мы встретим неожиданный результат, и липучки будут удивлять на «ледовых» тестах? Так и получилось. На снежной дороге липучки доказали свою конкурентоспособность. Испытания от «Авторевю» показали, что фрикционные шины обеспечивали разгон автомобиля до 50 км/ч за 7,7 — 9,5 секунд, а на шипах машины достигали такой скорости за 8,7 — 10,5 секунд. Таким образом хоть небольшое отличие, но присутствует. Также совсем на чуть-чуть липучки были более эффективны на извилистой трассе. Они показали результаты в диапазоне от 90,7 до 96,3 секунд, а показатели шипов были от 91,8 до 99,2 секунд.

    Стоит отметить, что укатанный снег не так часто встречается на автодорогах в городах России. Чаще всего трассы покрыты «шугой» (каша из мокрого снега). Какая лучше для таких условий резина — шипы или липучка? Оказывается, на таких дорогах стабильнее ведут себя фрикционные шины. Самые эффективные шиповки теряют сцепление с дорожным покрытием на скорости 21,2 км/ч, а самый плохой результат липучек на снежной 35 миллиметровой «шуге» составил 22,6 км/ч. Таким образом, если вы часто ездите по автомагистралям, которые в зимнее время покрыты смесью снега, реагентов, воды и грязи, то стоит ездит на липучках или снижать скоростной режим. В противном случае появляется высокая вероятность аварийных ситуаций.

    На обледенелых дорогах наблюдается обратная ситуация. В этом случае шипы вне конкуренции! Для остановки машины, движущейся со скоростью 25 км/ч многим моделям шипованных шин нужно не более 13 метров (более высокий результат показали только российские шины Кама Euro-519, которым понадобилось 13,5 м). Среди липучек такие результаты смогли показать только шины Pirelli и Nokian (соответственно 12,6 и 12,8 метров). Другим представителям нешипованного класса для остановки потребовалось от 13,2 до 14,8 м. Чтобы проиллюстрировать отличие скандинавских и европейских липучек отметим, что автомобиль на «еврорезине» DMACK WinterSafe остановился через 16,2 метров! Зимняя трасса

    Еще один показательный тест – по обледенелым дорогам. Чтобы быстро пройти такую трассу необходимо, чтобы шина позволяла развивать высокую скорость на поворотах, обеспечивая безопасное управление автомобилем. Покрышки шипы проезжают ледяное кольцо за время от 25,8 до 29,8 секунд, а липучки от 34,3 до 38,3 секунд. На извилистом маршруте самый худший результат шипованных шин 88,3 секунд. При этом, самая лучшая липучка показала 96,0 секунд. Испытали из Tekniikan Maailma получили примерно такие же результаты. Нижняя часть рейтинга включала только нешипованную зимнюю резину.

    Проведение измерений уровня шума привело к вполне ожидаемым результатам. Тесты Авторевю позволили шипам получить в этой категории 5 — 8 баллов (максимум 10). Нужно отметить, что 8 баллов получила только одна модель зимней резины — Michelin X-Ice North. По замерам Tekniikan Maailma шиповки получили 4 — 6 баллов. В категории липучек по версиям финских экспертов и Авторевю получили от 9 до 10 баллов. Единственную 8 российские журналисты поставили исключительно Nordman RS. Таким образом, если вы стремитесь к минимальному шуму в поездках, то нужно выбирать шины без шипов.

Лучшие модели шипованной и фрикционной резины

Первыми представим шины с шипами:

  1. Nokian Tyres Nordman –  зимняя резина известного бренда, обеспечивающая безопсную езду на заснеженных и обледенелых магистралях. Она обеспечивает прекрасное сцепление и эффективное торможение на асфальтированном покрытии.
  2. Gislaved Nord Frost 200 попала в рейтинг лучших шипов благодаря универсальности. Такие шины показывают хорошие показатели на снежных и скользких покрытиях. Gislaved Nord Frost 200 имеет высокие показатели износостойкости и мягкости. Машина на такой резине обеспечивает плавное управление и бесшумную езду.  Такие модели разрабатывались с учетом суровых зим, но показали вою эффективность в мягких климатических условиях. Шины «Гизлавед» выдерживают до 800 кг веса, поэтому их можно устанавливать и на габаритные легковые авто.
  3. Bridgestone Blizzak Revo GZ 205/55 R16 91S засужено считается лучшей «шиповкой» по проходимости. Авто на такой резине легко преодолевает сугробы и скользкие участки трассы. При выезде на заледенелые участки трассы машина не скользит, что обеспечивает безопасное управление авто. Шины «Бриджстоун» быстро самоочищаются от снега (нужно отметить, что протектор этой резины не так сильно забивается снегом). Для изготовления этих покрышек используется высококачественное сырье, что обеспечивает их износостойкость и длительный срок эксплуатации. Набор скорости и торможение на этой резине проходят мягко и уверенно.
  4. Nokian Hakkapeliitta 7 – зимняя резина с хорошей проходимостью. Большое количество ламелей повышает ее сцепляемость с трассой, особенности узора протектора предотвращают аквапланирование и обеспечивают хорошую управляемость автомобиля на заснеженных и обледенелых магистралях.

Лучшие модели шипованной и фрикционной резины

Рейтинг лучших липучек:

  1. Bridgestone Blizzak VRX классическая зимняя резина с ассиметричным узором протектора. В разных категориях тестов японские шины не являются лидером, но их преимущество заключается в удачной сбалансированности. Эта резина демонстрирует достаточно высокие показатели на разных дорожных покрытиях (снег, лед, асфальт). Липучки Bridgestone Blizzak VRX можно рекомендовать, как универсальные шины для машин, которые ездят по разным дорогам.
  2. Continental ContiVikingContact 6 – нешипованная резина с асимметричным узором протектора. Немецкие шины уверенно лидируют в разны

Шипы или «липучка»: на каких шинах лучше путешествовать

Дальняя дорога на машине — это повышенная внимательность и ответственность. Правильный выбор шин снимает изрядную часть забот с плеч водителя, хотя и не отменяет того, что за рулем необходимо быть сосредоточенным 100% времени.

Зима в России не располагает к путешествиям и туризму своим климатом, зато подталкивает к ним длинными новогодними каникулами и бескрайними просторами с тысячами интересных мест. Ежегодно — уверен — находится немало водителей, кто впервые решается на зимний автомобильный вояж. Планируя его, нелишне уделить время «обувке» машины.

Итак, зимние шины бывают двух типов: шипованные и нешипованные. Последние в обиходе называют и по-другому: «липучками» или фрикционными. Они, в свою очередь, подразделяются на модели для мягкой европейской зимы и «настоящей» зимы. Для России (кроме южных регионов) подходит второй тип. Всесезонные шины можно отличить по рисунку протектора с меньшим количеством ламелей, нежели на чисто зимних шинах. Выдает их и маркировка на боковине, где символами обозначены все сезоны, а не только зима.

Исключить, нельзя оставить

С поездками за пределы России все более-менее понятно. Использование шипованных шин в большинстве европейских стран законодательно запрещено. С «гвоздями» в покрышках можно отправиться не дальше стран бывшего Союза или на север, в Скандинавию.

В нашей стране документально прописано только обязательное использование зимних или всесезонных шин в течение декабря, января и февраля. Причем без поправки на реальную температуру и климат региона в целом. В качестве «компенсации» за столь криво прописанную меру — отсутствие штрафа за ее несоблюдение.

Всесезонные шины сразу отметаем. Высказывание о том, что такая резина плохо работает и летом, и зимой, конечно, несколько утрированное, но в целом имеет под собой обоснование. Такие модели можно порекомендовать только тем, кто не выезжает за пределы совсем южных регионов. А в них не ездит в горы или подстраховывает себя в таких вылазках цепями. Если же говорить о зимней поездке даже из Воронежа на юг, то гарантировать безопасность эти шины не могут.

Не будем столь радикальными в отношении нешипованных моделей для мягкой европейской зимы, но предупредить обязаны. Они заточены на работу при совсем небольших морозах и небольшом плюсе. Их профориентация — холодный асфальт, неглубокий мокрый снег, дождь. На льду они мало на что способны.

В такую резину можно обуть машину на юге, с чуть большим риском — в Москве. Но и в столице каждую зиму стабильно случается несколько выдающихся дней: метели, наледи, неубранные улицы. А вот в дальней дороге с обстановкой не угадаешь. Чтобы лишний раз не волноваться, рекомендуем «лайтовые» зимние покрышки не рассматривать.

Железо против резины

Остаются два типа — нешипованные «липучки» скандинавского типа, заточенные под снег и лед, и шипованные модели. Будем отталкиваться от того, что трассы у нас чистят неидеально, и надеяться на лучший из возможных вариантов не стоит. Кроме того, например, на северо-западе страны у нас экспериментируют с содержанием дорог на скандинавский манер — под укатанным снегом. Значит, условия могут оказаться предельно далекими от асфальта родного города.

Вопреки распространенному стереотипу, шипованные модели отнюдь не всегда лучше «липучек» на льду. Преимущество «гвоздей» в том, что они стабильно цепляются за лед при любой температуре. У фрикционных покрышек картина иная. При околонулевых температурах они работают хуже шипованных аналогов, на сильном морозе за —20…-25°C — лучше. Многочисленные прорези-ламели свое дело знают. Думать, что резина не способна превзойти по сцепным свойствам металлические шипы — заблуждение. Поэтому перед поездкой прикиньте, какая температура вас ожидает. Даже путешествие на север Скандинавии может оказаться комфортным и без шипов.

Недостатки шипованных шин

Есть у шипованных моделей очевидные недостатки. Они более шумные, имеют чуть больший тормозной путь на асфальте, машина на них менее точно управляется. Ну и повышенный износ асфальта, если вас это волнует. В этом плане «липучки» окажутся комфортнее, а на асфальте еще и безопаснее.

К тому же шины с «гвоздями», растеряв со временем свое железо, отнюдь не превращаются во фрикционные со всеми их преимуществами, ведь покрышка была изначально задумана для работы с шипами. В этом плане жизненный цикл нешипованной резины может оказаться дольше.

Разумеется, все сказанное в предыдущих абзацах касается моделей одного ценового уровня, одного класса. Если сопоставлять шины с разных полюсов рынка, вполне могут быть парадоксы: дорогая «шиповка» будет шуметь на уровне бюджетной «липучки», или, к примеру, дешевая модель с «гвоздями» не сможет превзойти на льду породистую «скандинавку». Отсюда еще один совет: не экономьте на шинах! Однажды они могут спасти вам как минимум машину, как максимум — жизнь.

Рекомендации «За рулем»

  • Если вам важнее акустический комфорт и спокойствие за поведение машины на асфальте, обувайте ее в нешипованные шины. Опасаетесь появления льда при умеренно холодных температурах? Ваш выбор — шипы.

zr.ru

 

Выбираем зимние шины — советы экспертов «За рулем» — журнал За рулем

Извечный зимний вопрос: «шипы» или «не шипы»? Расставляем всё по полочкам.

Про «шипы»

Материалы по теме

«Шиповки», в целом, отличаются от фрикци­онок более стабильным сцеплением на льду, почти не зависящим от температуры окружающей среды. В качестве расплаты за уверенность нужно мириться с недостатками — с несколько бóльшим, чем у фрикционных шин, тормозным путем на асфальте и повышенным шумом. Кроме того, новые шипованные шины требуют обкатки — около тысячи километров на невысокой скорости и без проскальзываний в продольном и поперечном направлениях.

А еще шипованные шины вредны для любой дороги — от них достается не только асфальту, но даже булыжным мостовым. Именно шипы нещадно выгрызают в асфальте продольные колеи.

В большинстве стран Европы шипы запрещены. А там, где еще разрешены (в том числе и в России), жестко регламентированы их размер, масса и количество на погонный метр шины (по протектору), а также их давление на дорогу.

Метка Conti Silent на боковине означает, что изнутри шины проклеены материалом, похожим на поролон: он снижает уровень шума и делает качение более плавным. С нынешнего года эта технология доступна и для зимних шин.

Метка Conti Silent на боковине означает, что изнутри шины проклеены материалом, похожим на поролон: он снижает уровень шума и делает качение более плавным. С нынешнего года эта технология доступна и для зимних шин.

Чем цепляются за лед фрикционки?

Материалы по теме

Нешипованные шины, именуемые в народе «липучками», специалисты называют фрикционными (англ. friction — трение). Шина цепляется за лед кромками, которые образуются благодаря множественным локальным разрезам в протекторе — ламелям.

Фрикционки тише, менее вибронагружены и способны на снегу и льду составить конкуренцию шипованным шинам, а в мороз сильнее 25 градусов работают даже лучше. Но из-за предвзятого отношения автовладельцев (дескать, не может резина цепляться за лед так же, как железо) они слишком медленно отвоевывают себе место под зимним солнцем.

Единственный минус фрикционных шин: при температуре воздуха около нуля «держак» на льду снижается.

Обкатка фрикционных шин в корне отличается от обкатки шипованных: ездить нужно, наоборот, активно, стараясь больше шевелить и раскрывать протектор. Цель — удалить смазку, которая осталась в глубине ламелей от кокиля (она предохраняет 3D-ламели от разрушения при снятии пресс-форм с «испеченной» шины). Второй немаловажный момент интенсивной обкатки — стирание тонкого верхнего слоя спекшейся резины протектора, имеющего более низкий коэффициент сцепления.

ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ

Какая шина лучше по ездовым свойствам — с асимметричным протектором или с направленным? Однозначно сказать трудно. Но с точки зрения эксплуатации у асимметричных есть неоспоримое преимущество: они имеют внешнюю и внутреннюю стороны, что позволяет использовать универсальную запаску — как для правой стороны, так и для левой. И при необходимости можно менять колёса местами без перебортовки. Единственная компания, выпускающая шипованные и нешипованные шины с асимметричным протектором, — Continental. На примере продукции этого производителя покажем, чем отличаются друг от друга зимние шины разных типов.

Continental IceContact 2 с «прямоугольными» шипами. Continental — единственная в мире компания, выпускающая «гражданские» покрышки с вклеенными «гвоздиками». Такое решение положительно сказывается как на их долговечности, так и на стабильности сцепления на льду.

Continental IceContact 2 с «прямоугольными» шипами. Continental — единственная в мире компания, выпускающая «гражданские» покрышки с вклеенными «гвоздиками». Такое решение положительно сказывается как на их долговечности, так и на стабильности сцепления на льду.


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о